Секреты мастерства журнал Додзё №2 2002 год

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Через овладение перемещениями к овладению ки
 

В прошлых выпусках я уже много говорил об изготовке камаэ. Камаэ - это прочная платформа, позволяющая совершать быстрые перемещения в любых направлениях, генерировать сильную внешнюю и внутреннюю энергию. Для овладения и постижения значения камаэ требуется много времени, но под руководством знающего наставника ученик со временем приходит к пониманию важнейших принципов правильной устойчивой стойки и расслабления. На следующем этапе он должен овладеть правильными перемещениями, и это - большая проблема. Когда ученик, овладевший только правильной стойкой, изменяет свое положение в пространстве, делает шаги или повороты, поскольку он еще не умеет перемещаться правильно, то равновесие, которое было у него в статическом положении, вдруг исчезает, его центральная линия энергии нарушается, а центр тяжести, который должен располагаться внизу живота в хара, перемещается в другое место, как правило, вверх, в направлении плеч. Таким образом, важнейшей задачей на этом этапе изучения айкидо становится овладение перемещениями из одной позиции в другую, переходами от одного движения к другому в одном приеме без нарушения позиции.

Камаз Ёсинкан айкидо - это не боевая позиция, как думают многие. Это отправная точка в постижении равновесия; распределения веса, развития низкого центра тяжести, в понимании правильной дистанции между бойцом и противником. Когда ученик в совершенстве овладевает правильной камаэ, любая его позиция становится камаэ, поскольку его тело автоматически принимает правильное устойчивое положение с правильным распределением веса тела и в процессе выполнения приема ощущает векторы силы и энергии атаки, а его ответы на действия противника становятся естественными, расслабленными и полными энергии. Но как же нам прийти к пониманию понятия камаэ, которое находится в прямом противоречии с западным образом мышления, согласно которому большой размер и физическая сила означают мощь, согласно которому физическая сила ограничена физическими способностями каждого отдельного человека, и в конфликте, как правило, верх берет тот, кто сильнее физически?

Большинство древних мастеров были людьми очень маленького роста, но они могли с легкостью одолевать гораздо более сильных противников в бою. Это было возможным, благодаря тому, что они знали, что, если человек расслабит свое тело опустит центр тяжести вниз, то его естественная внутренняя энергия, которой обладает каждый человек, потечет наружу изнутри тела. Поэтому, когда мастер блокирует направленный на него удар рукой, скажем, хук, он блокирует его рукой с открытой ладонью, встречая руку противника наружным ребром своей руки близ запястья, при этом его рука расслаблена, но полна энергии ки. Это трудно понять, но это нужно понять: в момент контакта мастер движется навстречу атаке, и, благодаря тому, что его тело совершенно расслаблено, весь вес его тела, вся его энергия и мощь переносятся в точку контакта. Поэтому здесь нет противопоставления силы силе, ибо физической силе атакующего противостоит СОВОКУПНАЯ энергия, ВЕСЬ вес тела, скорость, правильный выбор времени и техники мастера. Отправная точка в постижении этого - овладение перемещениями вперед и назад по прямой линии без нарушения равновесия и‚ центральной линии энергии. При шаге вперед центр тяжести переносится вперед движением бедер вперед. Стопа задней ноги упирается в татами так, как будто вы бьёте назад дзё, для этого задняя нога должна быть полностью выпрямлена, а ее пятка - прижата к татами. Когда центр тяжести достаточно смещен на переднюю ногу, толкните вперед переднее колено. После остановки движения передней ноги бедра продолжают двигаться вперед, чтобы центр тяжести тоже выдвинулся вперед. Если толкать переднее колено вперед таким образом, то задняя стопа подтянется за передней автоматически. Движение при шаге вперед инициируется задней ногой, которая большим пальцем отталкивается от пола. Нужно не шагать, поднимая ноги над полом, а скользить стопой, отрывая от пола только пятку. При шаге назад нельзя выпрямлять переднюю ногу или сгибать заднюю, нужно скользить, а не перешагивать.

После овладения перемещениями вперед и назад приходит черед изучения базового движения хирики-но ёсэй – прекрасного упражнения для развития формы и энергии. Все тело должно двигаться как единое целое: Если одна из его частей будет двигаться слишком быстро или слишком медленно, то у вас не будет единой линии силы, и вы не сможете развить «силу концентрации» сютю-рёку. Поэтому важно двигаться так, чтобы всё части тела двигались вместе. Поднимите обе руки, толкните бедра вперед и выдвиньте вперед колено, оттолкнитесь задней ногой. Сделав все это вместе, вы направите бедра и руки прямо вдоль центральной линии тела и сможете создать единый поток силы. Опустите центр тяжести в низ живота и поднимайте руки над головой так, словно поднимаете японский меч в верхнюю изготовку дзёдан-но камаэ. При перемещениях вперед выдыхайте через рот, при отступлени ях назад - вдыхайте через нос.