Дэвид Эйрз и интеллектуальное айкидо. Журнал Додзё №5 2006 год.

 

Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо

 10-11 июня 2006 года «Московский Будокан» посетил известный мастер айкидо Дэвид Эйрз со своими бессменными учениками Гарри Мастерзом и Роджером Бишом. Два дня подряд они проводили в Центре боевых иснусств на ул. Литвина-Седого, 3-а, мастер-классы, а в заключение сами рассказали нам о том, для чего такие семинары нужны

«Екатерина Филиппова»: Эйрз-сэнсэй, что послужило поводом для проведения этих летних семинаров?
Д.Э.: 35 лет назад на мои занятия пришел вот этот джентльмен, который сейчас сидит рядом со мной — Роджер Биш, а еще пять лет спустя ко мне пришел Гарри Мастерз, которого мы тоже имеем честь сегодня лицезреть. Так и начали они тренироваться вместе, после чего мы основали Международную федерацию айкидо Ёсинкан, ставшую сейчас самой многочисленной группой Ёсинкан айкидо в Англии. Мы не видели друг друга около 8-9 лет, так как я живу здесь, в Москве, а они там, в Англии, и решили, что отличным поводом для встречи мог бы стать такой семинар...

Сегодня я наблюдал за своими бывшими учениками, и моя душа буквально пела от радости за то, что их техники великолепны, а сами они уже давно стали настоящими мастерами. Теперь я спокоен за продолжение дела айкидо, и даже если я больше никогда не смогу обучать других этому виду боевого искусства, то буду знать, что сделал хоть из двоих людей настоящих сэнсэев. Одним словом, мы проводим сегодняшний семинар для того, чтобы все мои ученики в России встретились с этими двумя мастерами из Англии. Кстати, их ученики тоже приехали.

Е.Ф.: Всех начинающих заниматься айкидо очень волнует вопрос: насколько применима эта техника в жизни? Слишком уж плавно и гармонично выглядит она на татами.

Д.Э.: Могу сказать, что это те техники, которые изучают части полиции специального назначения Японии, что-то типа нашего ОМОНа. Если ты действительно посвящаешь себя занятиям айкидо, то начинаешь понимать технику очень глубоко, и в любой критической ситуации она сработает на тебя.

Я знаю случай, когда одна из молодых учениц, начавшая заниматься всего около полугода назад, попала в неприятную ситуацию в баре. К ней подошел мужчина восточной национальности и начал приставать. Естественно, ей это не понравилось и она применила замок на руку- Позже, когда она рассказывала эту историю, сама удивлялась тому, насколько автоматически у нее получился этот прием. Тот человек попробовал ударить девушку, ноу него ничего не подучалось, а так как страховаться он не умел, то она сломала ему кисть и плечо, а падая, он умудрился еще и сломать себе челюсть о барную стойку.

Это не единственная история такого рода: одна молодая девушка с Камчатки, которая только-только делала свои первые шаги в айкидо, на одной из вечеринок подверглась нападению пьяного мужчины, и когда он схватил ее за руку, то не растерялась и выполнила базовую форму сихо-нагэ — это было единственное, что она успела выучить к тому времени. Как ни уговаривала она его при этом успокоиться, он не послушался, и поэтому тоже оказался на больничной койке.

Е.Ф.: А почему вы рассказываете истории только про женщин? А как же мужчины? Может быть, и с ними есть какие-то невероятные истории?

Д.Э.: Ну, истории о мужчинах не настолько впечатляющи. В этом году мне исполнилось 66 лет, большую часть из них я провел в армии, немало лет проработал в охранном бизнесе. Мне приходилось сталкиваться с большим количеством проблем, но я остался жив и невредим, и сижу здесь рядом с вами — все это благодаря айкидо. Сегодня в Англии, если кто-то хочет стать хорошим охранником, обязательно изучает айкидо. Если ты не знаешь ни одного приема, то тебя не возьмут на работу.

Что же касается не вполне верного представления о возможностях айкидо, то существует несколько причин для этого: демонстрируя техники, мы движемся несколько замедленно, чтобы сохранить здоровье партнера. Когда мы выполняем эту технику в полную силу, то человек просто не может подняться с пола. Эта техника уникальна тем, что ты можешь слегка заломать руку, не уронив клиента на землю, и бережно довести его, например, до машины, чтобы там он пришел в себя.

Е.Ф.: Можно ли айкидо назвать интеллектуальным видом борьбы?
Д.Э.: Хороший вопрос... Наверное, да, потому что его намного сложнее изучить, чем другие боевые искусства. Мы должны поменять свое мышление, начать думать совсем по-другому, для того чтобы начать изучать айкидо. Если думать только о поединках и агрессии, то техники айкидо не будут работать, и ты никогда не поймешь, что такое сила энергии, бьющая точно в цель.

Я вам могу рассказать удивительную историю о сэнсэе Гарри, который 30 лет назад пришел в мой зал в Англии очень худой, больной и бледный, а после моей демонстрации спросил разрешения тренироваться у меня. Я не отказал, чему он удивился, так как был человеком со множеством болячек, он лежал в больнице по 3-4 раза за год, и его врач сказал, что ему противопоказаны физические нагрузки. Но я в то время видел уже очень много людей, которые до занятий айкидо были больны, а потом выздоравливали и становились на ноги. И этот человек не стал исключением: он начал тренироваться айкидо, его здоровье очень быстро окрепло, и теперь он ходит на обследования раз в четыре года. Это тоже часть айкидо: каждый раз, когда мы делаем прием, то стимулируем нервные окончания, активные точки, что помогает больным людям выздоравливать.

Е.Ф.: Насколько популярно айкидо в Европе и как люди узнают о нем?
Д.Э.: Если мы возьмем все стили боевых искусств, например, в Англии, то увидим, что айкидо занимает почетное первое место по популярности. Во Франции айкидо практикуют около 1 млн. человек, да и в России рейтинг этого единоборства быстро растет.

У меня был друг, который владел в совершенстве многими единоборствами, а потом перешел на айкидо. Меня это сильно удивляло, и я никак не мог понять, почему же он пришел заниматься айкидо. Он объяснил: «Айкидо вне моего понимания, оно не такое как все, я хочу вникнуть в эту тему». Многие люди, даже будучи отличными бойцами, приходят к нам, стремясь получить что-то большее. Айкидо дает им это.

 

Текст: Екатерина Филиппова

Фото: Денис Тамаровский

РОССИЙСКИЙ С0ЮЗ БОЕВЫХ ИСКУССТВ. ДОДЗЕ №5 2006 (49)