Интервью 2018 год

 

Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо

Данное интервью Дэвида Эйрза Сэнсэя (8-й дан) было проведено в 2018 году инструктором хомбу-додзё Джошем О'Лири
 
HS (сотрудник Хомбу): Спасибо, что нашли сегодня время ответить на некоторые вопросы.
 
ES (Дэвид Эйрз Сэнсэй): Ничего. Я с радостью помогу, чем смогу.
 
HS: Спасибо. Это высоко ценится.
 
Я думаю, что многие члены Айкидо Ренсинкай знают, что вы несете большую ответственность за распространение айкидо Годзо Сиода Сэнсэя в России. Тем не менее, я думаю, что меньше участников знают о некоторых событиях, которые сопровождали Ваш путь в айкидо. Не могли бы вы рассказать историю о том, как вы начали заниматься?
 
ES: Конечно.
 
В 1962 году, когда я служил в британской армии, меня с семьей отправили в Малайзию на небольшой остров Пенанг. В это время я занимался каратэ, поэтому по прибытии, и некоторое время после этого я искал остров, чтобы найти додзё, где я мог бы заниматься. Тем не менее, я не мог нигде найти каратэ додзё. Однажды мой друг сказал мне, что на большой земле он видел группу людей, которые занимались чем-то, что выглядело как каратэ. Почти сразу я вскочил на мотоцикл, пересек паром и направился к месту, которое он описал. Додзё находилось в маленькой малазийской деревне с грязными полами и крышей из ротанга. Внутри здания я увидел около 15 человек, делающих какие-то странные движения, которые определенно не являлись каратэ.
 
Я стоял там с доги в руках и смотрел на их движения, когда ко мне подошел человек, выглядевший как индиец и спросил, может ли он мне помочь. Я ответил, что я практикую каратэ и хотел бы знать, какое боевое искусство они практикуют. Когда он ответил, что они занимаются Ёсинкан Айкидо, я не могу сказать, что был впечатлен. В то время айкидо было не так хорошо известно, как сейчас, и я никогда не слышал об айкидо, не говоря уже о Ёсинкан.
 
Они пригласили меня присоединиться к ним, и я вступил на их старые изношенные татами среди обветшало одетых учеников. В моем сияющем белом доги и все еще хрустящем черном поясе я был молодым и дерзким и, таким образом, оказался совершенно не готовым к следующему дню.
 
Они делали shomen tsuki kotegaeshi, и я попытался напасть на моего партнера, но вскоре оказался в коврике. После нескольких попыток я не мог не задаться вопросом, как мой значительно меньший партнер мог сделать это со мной. Я продолжал атаковать снова и снова, но с тем же результатом. Чем больше я злился и чем больше разочаровывался, тем сильнее я атаковал и, конечно, тем легче было моему партнеру. Все это кажется довольно смешным сейчас, но примерно через полтора часа, я чувствовал себя довольно избитым и более чем деморализованным.
 
HS: Вау. Похоже, это было довольно сложное введение в айкидо.
 
ES: О, это еще не все. После первых полутора часов главный сэнсэй посадил нас кругом в сэйдза по три. По обе стороны от меня были парни, которые держали меня в yonkajo за обе руки.
Учитель начал считать, а ученики, которые применяли yonkajo, начали делать движение под счет. Не имея ни малейшего представления о том, как делать укеми вовремя, мое лицо ударило по татами с огромным грохотом и наибольшая часть их силы нисходящего движения пришла в действие. Мои партнеры продолжали делать это под счет инструктора, возможно, пятнадцать или около того раз. Я серьезно задумался, умру ли я. Это был мой первый раз, когда я почувствовал такой уровень боли.
 
HS: Похоже, они не совсем были к вам добры. Удивительно, что вы решили продолжить айкидо.
 
ES: Вы должны понимать, тогда все было по-другому. Люди во всех боевых искусствах тренируются очень серьезно. Возможно, они не слишком сдерживались, когда молодой, дерзкий иностранец влетел в их додзё, но после этого они были не без доброты.
 
Потом мы сидели вместе и пили чай. Тогда молодой человек по имени Маниум, который впоследствии стал моим близким другом, предложил показать мне, где я могу помыться. Я знал, что это довольно любезно,поскольку в такой маленькой деревне в Малайзии в то время вода была не такой доступной, как сегодня. Однако даже здесь оказалось не так, как я ожидал.
 
HS: Что вы имеете в виду?
 
Маниум вывел меня за додзё туда, где была открытая площадка с забором из гофрированного железа от колена до груди. Он показал мне бетонный резервуар с водой и сказал, что я могу там помыться. Я снял с себя потное доги и сел в него. Наконец я почувствовал легкое облегчение ... до тех пор, пока минут через пять не подошла пожилая женщина и не начала сильно кричать на меня.
 
Когда несколько членов додзё подбежали вокруг, чтобы посмотреть, что происходит, они уставились на меня и эту леди с разинутыми ртами. Наконец, они объяснили мне, что я сидел в пресной воде для всей деревни. Надо было просто использовать пустую банку, стоящую рядом, чтобы поливать свое тело водой. Вместо этого я загрязнил запас пресной воды для их маленькой деревни ... и так закончился мой первый день в айкидо.
 
HS: Какая история. Должно быть, они были хорошими людьми, если позволили тренироваться с ними после этого.
 
ES: Да, многие из них стали довольно хорошими друзьями.
 
HS: Итак, как вы проделали весь путь из маленькой хижины в Малайзии к топ-преподавателю айкидо в России.
 
ES: Ну, я два месяца учился в этом додзё, затем инструктор по имени Карунакаран Сэнсэй представил меня Фрэнсису Сэнсэю, и я начал тренироваться под его руководством. У нас не было додзе, поэтому мы тренировались в моем саду на стоптанной твердой траве.
 
Позже мы провели демонстрацию в старом клубе дзюдо в Пенанге перед восьмым даном Нисимурой Шиханом из Кодокана, которая закончилась тем, что я сломал правую плечевую кость после неудачного укеми на hijiate kokyunage после 20 минут постоянного укеми. В конечном счете мы продолжали работать и открыли додзё в местных военных казармах в старом сарае из ротанга с соломенными матрасами.
 
HS: Это не похоже на идеальную среду для тренировок.
 
ES: Да. Тренироваться в таких условиях было сложно, но нам удалось немного продвинуться. Однако больше всего я помню о том времени, как Фрэнсис Сэнсэй говорил о Годзо Сиоде Кантё, и как это вдохновило меня на то, чтобы узнать больше. Это желание не пропало, даже когда меня в конечном итоге отправили в Берлин, а затем в Англию до моего окончательного увольнения из армии в 1967 году.
 
В 1968 году по рекомендации моего Сэнсэя Фрэнсиса Рамасами и после того, как я представил фильм (со своей работой - прим пер.), я получил уровень Сёдан от Годзо Сиоды Кантё. Вскоре после этого я открыл свое первое додзё без татами с количеством студентов около 40 человек в Портсмуте в Хэмпшире.
 
HS: Было бы нелегко управлять своим собственным додзё имея Сёдан, без небольшой внешней поддержки.
 
ES: Айкидо было еще совсем новым для Англии, и в итоге мы со временем получили 2 инструкторов Ёсинкан из Японии, включая Ю Сэнсэя, который был молодым динамичным 4-м даном, которого все любили. В итоге Ю Сэнсэй смог привезти Годзо Сиоду Кантё в Великобританию на семинар, где я наконец смог встретиться с ним впервые. Сидя рядом с Кантё, который был одет в костюм и выглядел как типичный деловой человек после занятий, однажды я был ошеломлен мыслью: это ли тот человек - гигант, которого я видел на татами раньше? По сравнению с ним прежним я выглядел таким хрупким и обычным. Айкидо Кантё Сэнсэя было тем, что обещал Фрэнсис Сэнсэй.
 
Вдохновленный снова, я продолжал учиться еще усерднее, удваивая свои усилия.
 
К сожалению, политика (вокруг Ёсинкан - прим. пер.) вызвала много споров, поэтому я ненадолго оставил Ёсинкан и стал независимым, сформировав группу под названием Кенсинкай, которая до сих пор действует и пользуется большим уважением. Сейчас его возглавляет один из моих учеников и хороший друг Гарри Мастерс. Он был удостоен 7-го дана в 2012 году нынче покойным великим Терадой Ханси. Гарри взял на себя эту организацию, когда я переехал в Россию.
 
HS: Так что привело к вашему переезду в Россию?
 
ES: В 1993 году мне позвонил мой друг и спросил, не хочу ли я приехать в Россию в качестве его помощника менеджера в новой охранной компании, которую он основал. Моя работа состояла в том, чтобы обучить русских сотрудников безопасности западным стандартам. Все люди, которых я должен был тренировать, уже были опытными бойцами, бывшими военными или полицейскими. Тем не менее, мы хотели обучить их выходить за рамки стандартов российских охранников того времени, что, в основном, означало одевать парня в военную форму, давать ему резиновую дубинку и позволять свободно использовать ее на всех, кто нарушил правила.
 
Задача обучения уже обученных людей, которые могли бы вместо этого предпочесть более жестокий подход, заинтриговала меня, и я принял предложение. Моя первая группа состояла из 50 человек, разбирающихся в различных боевых техниках ... и ... я - иностранец, не говорящий по-русски (совсем - прим. пер.) в то время, нацеленный на изменение их мышления. К счастью, они в конце концов пришли к моему образу мышления после того, как испытали воздействие техник айкидо.
 
HS: что случилось потом?
 
ES: Затем я перешел в Coca-Cola в качестве их главного сотрудника по безопасности в Москве и начал преподавать в их головном офисе. Это привлекло внимание, и со временем ко мне проявили интерес несколько богатых и знаменитых людей, которые стали моими частными учениками. Это также привело к нескольким телевизионным интервью и взрывному эффекту, который они произвели.
 
Тем не менее, один из самых лучших источников воздействия на людей пришел после демонстрации, которую я дал на Чемпионате мира по борьбе без правил. Недавно я был в Санкт-Петербурге, чтобы провести свой первый семинар в России. Это было хорошо принято, и после этого и той демонстрации меня пригласили проводить семинары по всей России.
 
HS: Так все началось на Камчатке и во Владивостоке?
 
ES: На самом деле, моя связь с русским Дальним Востоком появилась на семинаре в Москве, который проводил покойный Сейсеки Абе Ханси, преподаватель 10-го Дана по айкикай, который в молодости преподавал каллиграфию Морихею Уэсибе в течение последних 10 лет жизни основателя айкидо.
Он также был учителем айкидо и каллиграфии Стивена Сигала. Я также был удостоен предложения Абэ Ханши и Мацуокой Сэнсем (главный деси Стивена Сигала, который также демонстрировал) там (на семинаре - прим. пер.) преподавать. После семинара ко мне подошли двое мужчин из Камчатки, которые попросили меня приехать и провести семинар. Затем они попросили о возможности присоединиться к моей организации, Мисогикан.
 
Это в итоге привело к многим семинарам на Камчатке, и возобновлению связи с несколькими известными японскими айкидоками через IYAF. В конце концов в 1999 году меня пригласил в Японию для участия в фестивале "Камакура" Кэндзи Накадзава Сэнсэй. Находясь в Японии, я жил в доме
Накадзава Сэнсэя в отличной компании Амоса Паркера Шихана. Это было довольно приятно.
 
HS: Так что, хотя вы были в Японии, проводя время с прямыми учениками Годзо Сиода Кантё, в то время вы все еще были независимы?
 
ES: Именно так. Тем не менее, это не было долго! После фестиваля состоялась встреча IYAF с участием многих инструкторов айкидо со всего мира. После этой встречи Чида Сокэ пригласил меня на отдельную специальную встречу, где меня пригласили присоединиться к Ёсинкану. Я принял его приглашение и продолжаю следовать за ним по сей день.
 
HS: Это более 18 лет следования за Чидой Сокэ, включая его решительную поддержку, когда он основал Айкидо Ренсинкай. Вы и ваши ученики также привезли его в Россию несколько раз. Чем объясняется ваша сильная и постоянная его поддержка?
 
ES: Я думаю, что любой, кто тренируется с ним, вероятно, уже знает ответ, и это не только уроки, которые он преподает на татами, но и уроки, которые он демонстрирует через то, кем он является как человек. Даже сейчас, я продолжаю учиться у Чиды Сокэ. На последнем семинаре здесь, в России, я чувствовал себя не очень хорошо. Как вы знаете, я недавно потерял свою дорогую жену Оксану из-за рака. Хотя я появился и даже пошел на татами, мое сердце просто не могло принимать всё это. Я испытывал такое горе.
 
Внезапно Чида Сокэ сказал мне: «Дэвид Сэнсэй, теперь ты будешь учить». Хотя в то время я чувствовал себя довольно плохо, я едва ли мог отказаться от своего учителя и поэтому учил. Странно было то, что, несмотря на мои ожидания, какое-то время я смог откладывать в сторону свои проблемы.
 
После этого он сказал мне: «Дэвид, я видел в тебе мертвого человека, но когда ты начал учить, я увидел, что ты снова стал живым. Айкидо - это твоя жизнь. Ты должен начать учить снова». Я был поражен этим. Это действительно заставило меня задуматься об айкидо и моей жизни.
 
Через некоторое время я снова был поражен, когда мы сидели вместе и разговаривали на вечеринке во время сайонары. Я умолял его принять титул "Кантё", за его руководящую роль во всем нашем айкидо и как снователя айкидо Ренсинкай. Он сказал мне: «Дэвид, в моей жизни может быть только один Кантё, и этот Кантё - мой учитель Годзо Сиода». Эти слова сделали меня очень счастливым как его ученика. Даже с его великой репутацией и техникой, и окружающими, которые надеются поднять его выше, он выбирает смирение и полную любовь и преданность своему учителю.
 
HS: Ваша собственная преданность своему учителю вдохновляет. Я также понимаю, что у вас были хорошие отношения как с Такено Сенсеем, так и с Иноуэ Сенсеем.
 
ES: Мои отношения с Такено Сенсеем менее обширны, чем с Иноуэ Ханси. В 2006 году я пригласил 15 моих учеников на семинар в виде класса Кенсю, который проводил Такено Сихан. Первые несколько дней он был довольно холоден с нами, но на вечеринке на сайонаре мне выпала честь посидеть с ним. Он сказал мне, что я и мои ученики показали истинный дух Ёсинкан айкидо и что нам в любое время рады в его додзё. Мы были весьма польщены.
 
Мне повезло, что я смог познакомиться с Иноуэ Ханси в немного лучшем виде, чем в предыдущий раз. У нас он (Иноуэ Ханси - прим. пер.) был в России несколько раз, а также был любезен переписываться со мной по почте. Моя покойная жена очень его любила. Он всегда обращался к ней в своей переписке со мной и выражал соболезнования, когда она умерла.
 
HS: Вы встречали много высокопоставленных учителей на своем пути айкидо. Есть ли какие-либо другие переживания, которые выделяются в результате вашего взаимодействия с ними?
 
ES: Одно из событий, которое затронуло меня больше всего, произошло с Иноуэ Ханси в Куала Лумпуре в 2005 году на мероприятии, организованном Сонни Локе Сенсеем. Как Вам известно, я занимаюсь айкидо долгое время. Тем не менее, я должен признаться, мне никогда не нравилось демонстрировать по сравнению с преподаванием или обучением, и я не думал, что у меня это получится. Так вот, это была большая демонстрация с участием многих сотен людей, но меня попросили продемонстрировать, поэтому я поднялся на сцену. Иноуэ Ханси сидел прямо напротив. Я подумал про себя: «Какого черта .. здесь происходит».
 
Я перестал думать о результате, насколько смог, и провел демонстрацию, показывая некоторые принципы айкидо и объясняя их. Когда настала очередь Иноуэ Ханси демонстрировать, я все больше удивлялся, когда он продолжал ссылаться на то, что я показал, говоря что-то вроде «Как сказал Дэвид Сэнсэй…» Когда он закончил, я знал, что взломал это [Дэвид Эйрз Сэнсэй говорит это со смехом].
 
В тот момент я понял, что-то, что я нес с собой с тех пор. Я прекрасно демонстрирую. По факту,
тот день был совсем не обо мне. Аудитория, ученики айкидо, учителя - все они пришли на айкидо. Я просто должен был уйти с дороги и показать методы и принципы, которые я изучил.
 
HS: Это понимание того, что кто-то может немного нервничать, принимая во внимание некоторые из огромных площадок и известных людей, для которых вы должны были демонстрировать. Правда ли, что вы однажды устроили демонстрацию для принца Эндрю (сына королевы Елизаветы II)?
 
ES: Да. Он был офицером в Королевском флоте в то время и приехал в город Портсмут для открытия престижного нового спортивного комплекса. После демонстраций я встретился с ним и подарил королевскому принцу гравированный боккен.
 
HS: Вы действительно провели интересную жизнь. Я слышал еще несколько историй, о которых хотелось бы поговорить здесь. Но имея немного свободного места, мы могли бы дать немного советов другим в их собственном айкидо.
 
ES: Ну, прежде всего, вы должны быть честными с самим собой, и если вы учите, вы должны быть честными со своими учениками. Не пытайтесь произвести впечатление. Не пытайтесь подражать магии великих мастеров. Их, казалось бы, волшебные приемы являются естественным результатом многолетнего серьезного обучения. Изучите кихон-доса, большинство ответов, которые вы ищете, есть там.
 
HS: Осу. Большое спасибо за ваше время и всё, чем вы поделились сегодня.
 
ES: С удовольствием