Дэвид Эйрз и интеллектуальное айкидо. Журнал Додзё №5 2006 год.

 

Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо

 10-11 июня 2006 года «Московский Будокан» посетил известный мастер айкидо Дэвид Эйрз со своими бессменными учениками Гарри Мастерзом и Роджером Бишом. Два дня подряд они проводили в Центре боевых иснусств на ул. Литвина-Седого, 3-а, мастер-классы, а в заключение сами рассказали нам о том, для чего такие семинары нужны

«Екатерина Филиппова»: Эйрз-сэнсэй, что послужило поводом для проведения этих летних семинаров?
Д.Э.: 35 лет назад на мои занятия пришел вот этот джентльмен, который сейчас сидит рядом со мной — Роджер Биш, а еще пять лет спустя ко мне пришел Гарри Мастерз, которого мы тоже имеем честь сегодня лицезреть. Так и начали они тренироваться вместе, после чего мы основали Международную федерацию айкидо Ёсинкан, ставшую сейчас самой многочисленной группой Ёсинкан айкидо в Англии. Мы не видели друг друга около 8-9 лет, так как я живу здесь, в Москве, а они там, в Англии, и решили, что отличным поводом для встречи мог бы стать такой семинар...

Сегодня я наблюдал за своими бывшими учениками, и моя душа буквально пела от радости за то, что их техники великолепны, а сами они уже давно стали настоящими мастерами. Теперь я спокоен за продолжение дела айкидо, и даже если я больше никогда не смогу обучать других этому виду боевого искусства, то буду знать, что сделал хоть из двоих людей настоящих сэнсэев. Одним словом, мы проводим сегодняшний семинар для того, чтобы все мои ученики в России встретились с этими двумя мастерами из Англии. Кстати, их ученики тоже приехали.

Е.Ф.: Всех начинающих заниматься айкидо очень волнует вопрос: насколько применима эта техника в жизни? Слишком уж плавно и гармонично выглядит она на татами.

Д.Э.: Могу сказать, что это те техники, которые изучают части полиции специального назначения Японии, что-то типа нашего ОМОНа. Если ты действительно посвящаешь себя занятиям айкидо, то начинаешь понимать технику очень глубоко, и в любой критической ситуации она сработает на тебя.

Я знаю случай, когда одна из молодых учениц, начавшая заниматься всего около полугода назад, попала в неприятную ситуацию в баре. К ней подошел мужчина восточной национальности и начал приставать. Естественно, ей это не понравилось и она применила замок на руку- Позже, когда она рассказывала эту историю, сама удивлялась тому, насколько автоматически у нее получился этот прием. Тот человек попробовал ударить девушку, ноу него ничего не подучалось, а так как страховаться он не умел, то она сломала ему кисть и плечо, а падая, он умудрился еще и сломать себе челюсть о барную стойку.

Это не единственная история такого рода: одна молодая девушка с Камчатки, которая только-только делала свои первые шаги в айкидо, на одной из вечеринок подверглась нападению пьяного мужчины, и когда он схватил ее за руку, то не растерялась и выполнила базовую форму сихо-нагэ — это было единственное, что она успела выучить к тому времени. Как ни уговаривала она его при этом успокоиться, он не послушался, и поэтому тоже оказался на больничной койке.

Духовные и практические ценности боевых искусств Международный симпозиум. Москва. 2005 г. Додзё №6 2005

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо

Айкидо - путь обретения мира и гармонии.

Мы живем в быстро меняющемся мире, в мире, полном конфликтов нации против наций, религии против религий, в мире, где доминирует дух наживы... Половина населения Земли голодает, люди страдают от стрессов, в жизни большинства людей нет гармонии, и мы продолжаем нестись по пути глобального разрушения. Даже одна из самых ценных и полезных для человечества вещей — здоровый спорт — не свободна от влияния политики, коммерциализации, жадности и жажды победы любой ценой.

Многие люди всю жизнь стремятся найти мир и гармонию, но немногие их находят. Для этого существует много способов, в том числе занятия спортом, боевыми искусствами, медитацией, йогой и музыкой. Однако один вид искусств выделяется из этого ряда как особый способ найти ту гармонию, к которой мы все стремимся. Это искусство — айкидо (при условии, что его изучают и практикуют таким, каким его создал Основатель).

Айкидо было основано сэнсэем Морихеи Уэсибой. Он разработал его, синтезировав разные другие боевые искусства, которыми он занимался в молодости. Его практический опыт в этих искусствах богаче и глубже, чем у большинства других учителей. Многим техникам айкидо более 800 лет. И многие мастера, у которых учился Уэсиба-сэнсэй, умерли, не открыв своих секретов больше никому. Кроме того, Уэсиба-сэнсэй также упорно изучал религию и философию.

Сам основатель айкидо говорил, что в 1925 году его поиск более глубокого смысла жизни и боевых искусств подошел к концу.

Хотя в бою он был непобедимым, Уэсиба-сэнсэй все время ощущал, что в его жизни (и в жизни мира в целом) чего-то не хватает. Этим «чем-то» была гармония. Он считал, что если мы будем пребывать в гармонии со всем, и особенно с природой, то тогда можно достичь истинного мира и внутреннего удовлетворения, и эта гармония может привести к миру во всем мире. Он также считал, что самый большой враг человека — его собственное эго. .

 Итак, после длительного периода безвестности на Востоке, во время которого его знали только в узких кругах, айкидо стали называть самым утонченным и сложным из всех боевых искусств, а на его высшем уровне — эффективнейшей дисциплиной для развития, объединения и использования всех сил человека, как физических, так и духовных.

То, что на первый взгляд кажется уникальным методом для защиты от любого вида атаки, при более близком рассмотрении оказывается не только эффективным способом самозащиты, берущим свое начало от японского будзюну (военного искусства), но также Дисциплиной Координации, способом укрепления ума и тела, слияния физических и ментальных сил человека, чтобы он или она стали более целостной личностью, лишенной эгоизма. Именно этот аспект интересует многих из тех, кто никогда не занимался в традиционном додзё или тренировочном зале.

Второй Всероссийский фестиваль айкидо Ёсинкан. "Додзё" №5 год 2002

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Второй Всероссийский фестиваль айкидо Ёсинкан
 

4-6 октября 2002 г. в Москве прошел Второй Всероссийский фестиваль айкидо Ёсинкан. Российские последователи этой школы - ученики Дэвида Эйрза, вновь удостоились чести принимать у себя в гостях сэнеэя Иноуэ Кати, кантё (глава школы), руководителя хомбу и обладателя 9-го дана, Высокого наставника сопровождали два его т. сэнеэи Такасима и Накано, оба - обладатели степени 3-й дан.

Кантё Иноуэ с учениками прибыл в Москву вечером 1 октября. После размещения японской делегации в гостинице, мы отправились в грузинский ресторан, где имели возможность спокойно побеседовать, отдохнуть и обменяться подарками. Среда была посвящена осмотру достопримечательностей российской столицы и завершилась посещением Большого театра.

В четверг начались наши тренировки под руководством кантё Иноуэ. Утром этого дня старшие ученики Академии айкидо Ёсинкан Мисогикан собрались в додзё для отработки базовых движений кихон доса. Практика кихон - «основ» айкидо под присмотром кантё Иноуэ - это все гда очень важный и даже бесценный опыт, потому что при каждой такой тренировке мы видим технику в совершенно новом для нас свете, можем уловить детали, которые ускользнули от нас ранее. И как всегда, в этот день наше додзё наполнилось позитивной энергией присутствия кантё.

В пятницу, 4 октября, открылся фестиваль айкидо Ёсинкан, на который собрались последователи школы не только со всех концов огромной России - приехали даже ученики с далекой Камчатки, но и из-за рубежа – из Польши и Германии. Приятным сюрпризом для нас явился приезд в Москву сэнсэя Нагано Хиромити, 6-й дан, главного инструктора Ёсинкан айкидо в Германии. В нашем распоряжении был великолепный зал школы «Самбо-70», устеленный татами, площадью в 500 кв. метров, так что для условия для занятий были отменные, и мы на три дня с головой погрузились в фантастические занятия с кантё Иноуз.

В поспедний день фестиваля, перед выступлением кантё Иноуэ и обсуждением итогов, состоялся экзамен, по результатам которого двум моим ученикам была присвоена степень сёдан – первый дан, а еще двум - нидан – второй дан. Особенно большое впечатление на кантё произвел юноша по имени Николай из Владимира, который успешно сдал экзамен на первый дан, По словам сэнсэзя Иноуэ, он уже давно не видёл столь талантливого ученика айкидо.

Общение с кантё Иноуэ имеет одну особенность’ он обладает замечательным умением поднимать настроение у каждого человека. Причем его позитивная энергия, ее излучение воздействуют не только на учеников айкидо, но вообще на всех окружающих.

Конечно же, я мог бы написать целую книгу об этом чудесном семинаре, но, думаю, для читателей будет интереснее познакомиться с комментариями учеников.

Я пригласил принять участие в семинаре группу новичков, которые только недавно пришли в Мисогикан, но большинство из них отказалось под тем предлогом, что они еще недостаточно долго занимаются айкидо, чтобы участие в семинаре принесло им хоть какую-то пользу. Но одна девушка все же решилась принять участие, и когда по окончании семинара она появилась на общей тренировке, ее товарищи были просто поражены теми изменениями, которые произошли в технике Кати. «Неужели она могла так сильно измениться всего за три дня тренировок?» - удивленно восклицали они, Дело в том, что мы можем ощутить дух Японии, только находясь рядом с кантё. Когда мы находимся в его обществе, мы ощущаем, как его энергия наполняет нас, и приобретаем решимость работать над собой еще упорнее.

Ну, а что же мои впечатления? Разумеется, подготовка семинара с участием главы школы - задача не из легких, Но что может быть отраднее, что может вызывать большую гордость, чем возможность видеть счастливые лица многих и многих учеников, собравшихся на семинар, ощущать их гордость тем, что они тоже являются частью Ёсинкан?

Завершая краткий отчет о Втором Всероссийском фестивале айкидо Ёсинкан мне хотелось бы поблагодарить всех тех, кто помог нам успешно провести это очень важное для нас мероприятие:

Сергея Косоротова, экс-чемпиона мира по дзюдо, консультанта компании «Будо-спорт» и верного друга кантё Иноуэ, который оказывает нам постоянную поддержку и помощь:

главного редактора журнала «Додзё» А. Горбылёва; директоров великолепной сети кафе «Шоколадница», которые обеспечивали нас обедами во время семинара; Константина и его партнершу по работе Ольгу, которые на самом высоком профессиональном уровне обеспечивали безопасность наших гостей; директоров ресторана японской кухни «Камакура» за замечательный ужин в традиционном японском стиле; директора УСК «Самбо-70» РА. Лайшева и его сотрудников, предоставивших для проведения семинара свой зал и оказывавших нам во время него всевозможную помощь на высочайшем профессиональном уровне; всех учеников Ёсинкан айкидо за их любовь к нашему искусству.

В заключение мне хотелось бы передать слова кантё Иноуэ Кёити, адресованные всем россиянам: «Будьте самими собой и постарайтесь понять слова сэнсэя Сиода Годзо и Осэнсэя Уэсиба о том, что через практику айкидо мы можем внести свой небольшой вклад в мир и гармонию во всем мире».

 

  В память о встрече с руководством редакции «Додзё» кантё Иноуэ оставил свой автограф на своем постере, опубликованном в журнале... Искусство японского повара из ресторана «Камакура» произвело большое впечатление на кантё Иноуз, и он пожелал пригласить мастера к столу и персонально высказал свою бпагодарность за угощение...

Встречи с мастерами. . "Додзё" №4 год 2002

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Визит в Японию делегации додзё Ёсинкан Мисогикан
 

В этом выпуске мне хотелось бы поделиться с читателями прекрасными впечатлениями от нашей последней поездки в Японию. Этот визит был очень важен для нас не только потому, что мы должны были принять участие в 15-м Ежегодном фестивале айкидо в Камакуре, который проходит под руководством сэнсэя Тэрада, 9-й дан, но и участвовать в специальном тренинговом семинаре, который организовал для нас сэнсэй Иноуэ, также 9-й дан. Помимо этих, очень важных интересных событий, как оказалось, нас ждали еще чудесные сюрпризы...

Мы вылетели из Москвы вечером 15-го мая 2002 г. и прибыли в аэропорт Нарита утром 16-го. Пройдя въездной контроль, наша делегация отправилась на автобусе, а затем поездом в Иокогаму и далее в Дзуси - курортный городок на побережья моря, где нам предстояло встретиться с сэнсэем Тэрада. После того, как мы разместились в гостинице, нас, как почетных гостей, пригласили в ресторан, где мы провели приятный вечер за беседой об айкидо и боевых искусствах в целом в компании сихана Китагава, прямого ученика сэнсэя Тэрада вот уже на протяжении 25 лет, сихана школы будзюцу Катори синто-рю и Синдо мусо-рю дэёдо - искусства боя короткой палкой.

Второй день нашего пребывания в Японии был отдан отдыху. Мы немного расслабились после длительного перелета и последующих разъездов, а вечером были приглашены в ресторан, принадлежащий сихану Китагава, где имело возможность насладиться его впечатляющими рассказам о таких мастерах, как сэнсэй Отакэ Рисукэ из школы Катори синто-рю и других, у которых довелось учиться нашему хозяину. Этот вечер был особенно ‘радостным для меня, потому что в ресторане Китагава-сихан подарил мне замечательный боккэн, который я теперь буду хранить как реликвию в память о нашей дружбе.

Утром следующего дня мы прибыли в Камакуру, старинный город, восьмисотлетней историей, где должен бы состояться фестиваль.

Фестиваль проходит на территории одного из самых известных в Японии синтоистских святилищ, которое называется «Хатимангу». Территория этого святилища очень велика, и даже просто прогуливаясь по ней, чувствуешь себя так, словно погружаешься в древнюю историю, соприкасаешься с духом самураев прошлого.

На территории святилища располагается огромное двухэтажное додзё с большим полуподвальным этажом. Это додзё принадлежит Все японской федерации кюдо (искусство стрельбы из лука). Его уникальная особенность состоит в том, что главный его зал располагается на первом этаже (фото 1), а второй этаж засажен травой и отдан под тир, где-ученики и наставники кюдо стреляют по мишеням (фото 2).

Главный зал сдается внаем различным группам будо, которые, как правило, проводят в нем двухдневные фестивали. Делается это по причине духовной ценности практики в этом историческом месте.

Камакурский фестиваль, как обычно, начался с того, что все участки, облаченные в кимоно, во главе с сэнсэем Тэрада прошли по территории храма и поднялись по лестнице в 150 ступеней к главному святилищу, где синтоистский священник провел специальный ритуал благословения для нашей группы. После этого мы вернулись в зал, и тренировка началась. И, как всегда, мы были очарованы замечательными наставлениями сэнсэя Тэрада!

Секреты мастерства журнал Додзё №3 2002 год

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Техника айкидо
 

Я уже упоминал ранее, что во всех воинских искусствах и во всех приемах все точки акупрессуры поражаются либо ударами, либо нажатиями, либо перепиливающими, массирующими движениями. К сожалению, до совсем недавнего времени эти знания хранились в тайне, и только сейчас мы начинаем понимать, сколь велики были познания старых мастеров.

Наблюдая за тренировками по современному каратэ, вы можете подумать, что техника этого искусства состоит только в ударах руками и ногами, а глядя на дзюдо или айкидо - решить, что их последователи используют только борцовские приемы. Может создаться впечатление, что удары и борцовские приемы совершенно несовместимы. Но это совсем не так. Удары, манипуляции, с суставами, броски, «замки» и удержания - все эти технические действия взаимосвязаны.

Точки акупрессуры поражаются для того, чтобы причинить противнику боль, вызвать у него измененное состояние сознания, привести в бессознательное состояние. На них воздействуют также для того, чтобы «освободить» суставы и сделать возможной манипуляцию ими и установление над ними контроля. Воздействие на одну точку акупрессуры «включает» другую, делая ее более уязвимой и чувствительной к атаке. Это означает, что удар, нацеленный в определенную точку акупрессуры, активируют другую точку, воздействие на которую’ осуществляется при проведении болевого приема на сустав. И наоборот. Правильно проведенный болевой прием делает более чувствительной точку на теле, которая предназначена для поражения ударом.

Важнейшей задачей, стоящей перед тем, кто хочет овладеть каким-либо боевым искусством, является изучение локализации и правильных способ активации многочисленных точек акупрессуры, имеющихся на человеческом теле. Всего существует 361 точка, которая используется в традиционной акупунктуре, и еще приблизительно 350 так называемых «исключительных» («экстраординарных», «необычных») точек. Хотя в принципе в боевых приемах могут использоваться воздействия на все стандартные точки акупунктуры, на практике: используются воздействия только приблизительно на 120 точек акупрессуры, 36 из которых являются смертельными.

Точки акупрессуры располагаются на меридианах, по которым жизненная энергия ки перемещается по нашему телу. Эти меридианы связаны с различными внутренними органами - легкими, почками, сердцем и тд. Различаются 12 парных каналов, которые проходят как по правой, так и по левой сторонам человеческого тела, и 2 срединных меридиана.

Жизненная энергия течет в теле человека, она движется вовне и вовнутрь, поднимается вверх и опускается вниз. Этому течению ки присуща своеобразная полярность, сходная со свойствами положительного и отрицательного электрических потенциалов (кит. инь-ян, яп. ин-ё).

Перемещаясь по меридианам, иньская и янская энергии задают определенные характеристики меридианам, которые принято классифицировать по «первоэлементам», или, в другом переводе, «фазам» (кит. синь, яп. гё). Перво элементов - пять. Это «земля», «вода», «огонь», «металл» и «дерево». Эти первоэлементы используются для описания характера взаимодействия между разными меридианами. Каждый из первоэлементов оказывает разрушительное воздействие на какой-то другой первоэлемент в пятеричном цикле. Например, «огонь» уничтожает «металл», в то же время «вода» уничтожает «огонь».

Все приемы боевых искусств базируются на этих характеристиках. Поскольку каждый из меридианов является либо иньским, либо янским, атаки проводятся таким образом, что иньский меридиан как-бы «закорачивается» соответствующим янским меридианом (эффект приблизительно такой же, как и том случае, когда мы соединяем вместе в электрическую цепь провода с положительными и отрицательными зарядами), а поскольку у каждого меридиана - своя характеристика, выражаемая каким-то первоэлементом (за исключением переднесрединного и заднесрединного. меридианов), точки на меридианах поспедовательно поражаются в соответствии с порядком взаимоуничтожения в системе пяти первоэпементов: «огонь» - «металл» - «дерево» - «земля» - «вода». Фактически, целью атаки является прерывание течения жизненной энергии ки.

Теперь с этих позиций рассмотрим первый прием, изучаемый в айкидо.

Иккадзё

Название «иккадзё» использовалось осэнсэем Уэсиба в предвоенный период в значении «первый принцип техники айкидо». Хотя после войны О-сэнсэй Уэсиба заменил название «иккадзё» названием «иккё» - «первый урок», в школе Ёсинкан айкидо старое название используется по сей день. Иккадзё - это чрезвычайно важный и эффективный прием, который может применяться против самых различных типов атаки.

Изучение иккадзё начинается с изучения использования этого приема в ответ на удар ребром ладони по голове сверху вниз сёмэн-ути. Основополагающим принципом иккадзё является перенаправление силы атакующего, направленной сверху вниз, круговым движением, возвращающим бьющую руку к туловищу противника, и приведение его руки в положение, из которого может быть применен эффективный болевой контроль. Каким же образом это делается?

Представьте, что противник пытается нанести вам удар в голову правой рукой, вооруженной, скажем, дубинкой, палкой, бутылкой или чем-нибудь еще в этом роде. В момент приближения к вам противника и его замаха рукой для удара, вы делаете шаг ему навстречу, поднимая обе руки, как в упражнении хирики, которое бы по описано в «Додзё» № 2/2002. Поднимая руки вверх по дуге, одной рукой вы встречаете руку противника в области чуть выше локтя, а другой, с разжатыми пальцами, - встречаете запястье противника, используя подворот кисти вверх (А). Обе ваши руки при этом атакуют точки акупрессуры: правая рука - на меридиане перикарда, левая - на меридиане тройного обогревателя. Одно временно вы разворачиваетесь вправо и вперед. При этом рука, контактирующая с правой рукой противника в области локтя, толкает его локоть в направлении его левого уха (В), вверх, а затем вниз. Обе руки, работая в унисон с разворотом корпуса, переводят руку противника вниз на уровень пояса (С, D). Из этого положения в зависимости от реакции противника могут быть использованы различные броски, «замки», удары и «контроли. В технике иккадзё при приведении в это положение, благодаря тому, что основание левой ладони выполняющего прием лежит на руке противни ка чуть выше локтя и воздействует на точки акупрессуры меридиана тройного обогревателя (TW11 или TW12), а другая рука воздействует нажимом на точки акупрессуры на запястье руки противника, разворот бедер вправо позволяет осуществить сильный нажим на точки акупрессуры меридиана тройного обогревателя и тем самым снять напряжение руки и плеча противника и прижать его к земле.

Если необходимо, прием можно закончить фиксацией противника на земле болевым удержанием или ударом в точку акупрессуры. В соответствии с порядком взаимоуничтожения пяти первоэлементов атака может быть продолжена воздействиями на меридианы тройного обогревателя, желчного пузыря, перикарда (инь-ян), легких или толстой кишки.