Встречи с мастерами. . "Додзё" №4 год 2002

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Визит в Японию делегации додзё Ёсинкан Мисогикан
 

В этом выпуске мне хотелось бы поделиться с читателями прекрасными впечатлениями от нашей последней поездки в Японию. Этот визит был очень важен для нас не только потому, что мы должны были принять участие в 15-м Ежегодном фестивале айкидо в Камакуре, который проходит под руководством сэнсэя Тэрада, 9-й дан, но и участвовать в специальном тренинговом семинаре, который организовал для нас сэнсэй Иноуэ, также 9-й дан. Помимо этих, очень важных интересных событий, как оказалось, нас ждали еще чудесные сюрпризы...

Мы вылетели из Москвы вечером 15-го мая 2002 г. и прибыли в аэропорт Нарита утром 16-го. Пройдя въездной контроль, наша делегация отправилась на автобусе, а затем поездом в Иокогаму и далее в Дзуси - курортный городок на побережья моря, где нам предстояло встретиться с сэнсэем Тэрада. После того, как мы разместились в гостинице, нас, как почетных гостей, пригласили в ресторан, где мы провели приятный вечер за беседой об айкидо и боевых искусствах в целом в компании сихана Китагава, прямого ученика сэнсэя Тэрада вот уже на протяжении 25 лет, сихана школы будзюцу Катори синто-рю и Синдо мусо-рю дэёдо - искусства боя короткой палкой.

Второй день нашего пребывания в Японии был отдан отдыху. Мы немного расслабились после длительного перелета и последующих разъездов, а вечером были приглашены в ресторан, принадлежащий сихану Китагава, где имело возможность насладиться его впечатляющими рассказам о таких мастерах, как сэнсэй Отакэ Рисукэ из школы Катори синто-рю и других, у которых довелось учиться нашему хозяину. Этот вечер был особенно ‘радостным для меня, потому что в ресторане Китагава-сихан подарил мне замечательный боккэн, который я теперь буду хранить как реликвию в память о нашей дружбе.

Утром следующего дня мы прибыли в Камакуру, старинный город, восьмисотлетней историей, где должен бы состояться фестиваль.

Фестиваль проходит на территории одного из самых известных в Японии синтоистских святилищ, которое называется «Хатимангу». Территория этого святилища очень велика, и даже просто прогуливаясь по ней, чувствуешь себя так, словно погружаешься в древнюю историю, соприкасаешься с духом самураев прошлого.

На территории святилища располагается огромное двухэтажное додзё с большим полуподвальным этажом. Это додзё принадлежит Все японской федерации кюдо (искусство стрельбы из лука). Его уникальная особенность состоит в том, что главный его зал располагается на первом этаже (фото 1), а второй этаж засажен травой и отдан под тир, где-ученики и наставники кюдо стреляют по мишеням (фото 2).

Главный зал сдается внаем различным группам будо, которые, как правило, проводят в нем двухдневные фестивали. Делается это по причине духовной ценности практики в этом историческом месте.

Камакурский фестиваль, как обычно, начался с того, что все участки, облаченные в кимоно, во главе с сэнсэем Тэрада прошли по территории храма и поднялись по лестнице в 150 ступеней к главному святилищу, где синтоистский священник провел специальный ритуал благословения для нашей группы. После этого мы вернулись в зал, и тренировка началась. И, как всегда, мы были очарованы замечательными наставлениями сэнсэя Тэрада!

Ранним утром спедующего дня мы отправились в подвал додзё, где находится специальное помещение для проведения ритуала очищения мисоги (фото 3).

Мы надели на себя фундоси - особую полосу ткани, заменяющую трусы, и вошли в длинную комнату, в которой по обеим сторонам установлены длинные кирпичные бадьи с ледяной горной водой. Церемония началась с обливания ‘этой водой головы и тела в течение нескольких минут. Затем сэнсэй поклонился вперед и начал упрашивать злых духов покинуть наши тела, а богов - наполнить наши сознания и тела хорошей чистой энергией. Ощущение после всего этого бы по просто изумительное!

После окончания тренировки во второй день состоялось торжественное закрытие фестиваля, Мы покинули святилище и отправились на конференцию в соседний отель, где сэнсэй Тэрада устроил специальный ужин по случаю 15-го Камакурского фестиваля Ёсинкан айкидо. На этом ужине присутствовали чуть ли не все старшие наставники Ёсинкана и многие высокопоставленные сэнсэи каратэ, дзюдо, кэндо и тд, офицеры полиции и сил самообороны, правительственные чиновники.

Любой коллекционер автографов мог бы только мечтать о таком: столько знаменитых сэнсэев в одном месте...

В понедельник, на следующий день после фестиваля, мы отдыхали, гуляя по Иокогаме. Ах, что это за город! Здесь и ультрасовременный фантастический мост « Прогулка по звездам», и причудливое смешение стариной и современной архитектуры, и даже свой чайнатаун. Самое яркое впечатление этого дня - визит в магазин снаряжения для занятий будо, где все товары - и кирасы для занятий кэндо, и хакама, и кимоно - ручной выделки. Хозяин великодушно позволил нам снять его за работой на видеокамеру. Это было чрезвычайно интересно.

Во вторник мы вновь отправились в Камакуру и весь день провели в посещениях буддийских и синтоистских храмов (фото 4), а вечером навестили сихана Китагава в его частной клинике.

Китагава слывет в Японии одним из лучших «костоправов». Его клиника до отказа набита новейшей аппаратурой, и пациенты приезжают сюда, чтобы пройти курс терапии после переломов. На задворках клиники располагается небольшая тренировочная площадка, где упражняется хозяин. Прежде чем мы все вместе отправились на тренировку в его додзё в Токио, сэнсэй показал нам некоторые предметы из его коллекции холодного оружия: мечи катана, алебарды нагината, копья яри... И все это в отменном состоянии трехсот- и даже четырехсотлетней выделки! Гордость коллекции - синкэн - меч новой выковки, изготовленный знаменитейшим кузнецом Кобаяси Тосё,

Осмотрев коллекцию, мы отправились в Токио, где у сэнсэя Китагава додзё на верхнем этаже одного из офисных зданий площадью в 200 кв. метров. Оно делится на две части: половина застелена татами; а вторая имеет прекрасно отполированный деревянный пол.

Сэнсэй провел для нас замечательную тренировку, продемонстрировав различные варианты бросков и контролей на земле из арсенала довоенного айкидо. По окончании тренировки сихан Китагава сделал мне комплимент, похвалив хорошую выучку моих учеников, а потом подарил мне свои чудесные брюки-хакама ручной работы, выкрашенные по традиционному способу с использованием индиго. Это была великая честь для меня, и теперь я с гордостью ношу эти хакама мастера.

Вечер, как обычно, закончился походом в ресторан, где мы пили сакэ и беседовали о технике и великих сэнсэях.

В среду мы отправились в пригород Токио - на этот раз в гости к сихану Сонода и его супруге, которые устроили для нас экскурсию по старому району расселения самураев Акасака, где мы смогли приобрести замечательные сувениры, Вечер мы провели в нашем отеле в Дзуси, готовясь к тренировке в хомбу-додзё, которая должна была состояться на следующий день.

Посещение хомбу-додзё всегда вызывает много эмоций, потому что именно в этом зале преподавал сам основатель нашей школы сэнсэй Сиода Годзо; и он полон его духа и энергии. В додзё нас приветствовали утидэси. Они проводили нас в главный офис, где нас уже ожидали глава Ёсинкан (кантё) Иноуэ, глава хомбу-додзё (додзётё) Тида и наследник (сокэ) мастера Сиода Годзо, его старший сын. Час мы провели за приятным разговором, а потом вместе отправились в додзё, чтобы посмотреть на тренировку специального подразделения токийской полиции по пресечению общественных беспорядков. Полицейские из этого подразделения проводят по девять месяцев в хомбу-додзё и тренируются очень упорно при том, что минимальное требование, предъявляемое к каждому из офицеровпретендентов на прохождение курса, - наличие у него 3-го дана по каратэ или дзюдо. После короткого ланча мы вышли на татами, чтобы тренироваться под руководством кантё Иноуэ (фото 5).

Занятия с сэнсэем Иноуэ всегда особые, и в тот день, как обычно, основной темой его урока были основы айкидо: правильная поза, выпрямленная спина, что позволяет сконцентрировать всю энергию в одной точке, например, при нанесении атэми. Когда урок дает сэнсэй Иноуэ, на татами обязательно выходят все старшие сиханы и сэнсзи айкидо Ёсинкан. Благодаря этому, мы получили замечательную возможность потренироваться с крупнейшими мастерами школы.

После завершения тренировки мы вернулись в главный офис, где у нас состоялась очень важная дискуссия о развитии Ёсинкан айкидо в России, продолжавшаяся целых четыре часа. В центре внимания ее была идея единства и согласия всех российских последователей Ёсинкан‘айкидо, и после этой встречи руководство хомбу направило всем российским инструкторам айкидо Ёсинкан официальное письмо за подписью Президента Международной федерации Ёсинкан айкидо госпожи Оно.

Кантё Иноуэ попросил меня также передать его приветствия сотрудникам журнала «Додзё» и  магазина «Будо-спорт», сказав, что с радостью посетит его вновь в октябре этого года, когда на неделю приедет в Москву для проведения второго фестиваля айкидо Ёсинкан.

Вечером мы направились в район Гиндза, чтобы поужинать вместе с кантё Иноуэ, который рассказал немало интересных историй из его молодости, когда он был утидэси великого Сиода Годзо, о встречах с осэнсэем Уэсиба, основателем Кёкусинкай каратэ Оямой Масутацу и другими легендарными мастерами будо. В общем, в Дзуси мы вернулись полные впечатлений... (фото 6)

В пятницу для нас начался грандиозный уикэнд. Сэнсэй Накадзава Кэндзи, мой хороший друг попросил нас приехать к его работе в Ёкосуке, военно-морской базе США. Встреча была назначена на пять вечера. В это время мы были на месте, поджидая сэнсэя Накадзава. Он появился не’один, а еще с двумя японцами: пожилым мужчиной очень маленького роста, одетым, как самурай, и его дамой в традиционных одеждах. Поначалу я не узнал спутника Накадзавы, а передо мною был никто иной, как верховный мастер школы Ягю синган-рю хэйхо дзюдзюцу Симадзу Кэндзи. Дама соответственно была его супругой (фото 7).

После представления нас друг другу сэнсэй Накадзава повел нас в местный ресторанчик, где за ужином я смог вкратце побеседовать сэнсэем Симадзу о его школе.

- Сэнсэй, это великая честь для меня - познакомиться с Вами, У меня есть копия Вашего учебного фильма, выпущенного в 1986 году. и вот Вы - передо мной.

- Я тоже видел ваши видеозаписи Дэвид-сэнсэй, и ощущение у меня такое, будто мы уже давно с Вами знакомы. Впервые увидев меня, Вы, наверное, удивились, что у меня такой маленький рост?

- Нет, сэнсэй. Все японские мастера, с которыми я встречался, - люди маленького роста.

Сэнсэй, мы на Западе изо всех сил стараемся поддержать традиции мастеров прошлого и настоящего, прочувствовать дух настоящего самурая. Это очень трудно. Но благодаря контактам с такими великим мастерами, как Вы, под вашим руководством и с Вашей помощью наше понимание постепенно углубляется. В России многие знают Вас, благодаря Вашему видео-фильму, но понять такую систему, как Ягю син-ган-рю очень сложно, хотя мы и изучали фильм очень внимательно. Я хотел бы когда-нибудь, в будущем, пригласить Вас в Россию, чтобы Вы провели семинар по своей школе.

- Дэвид-сэнсай, я очень рад слышать это, потому что, как Вы знаете, я - последний мастер в линии передачи нашей школы. Я очень рад тому, что в России многие видели мой фильм и знают о существовании нашей школы.

Как Вы, наверняка, заметили, наша школа сильно отличается от других школ боевого искусства. Ею очень трудно овладеть, ее трудно понять, В начале мы даем только базовые движения и ничего больше, и только тогда, когда ученик укрепил свое тело и волю, мы объясняем ему, как работают наши приемы.

У всех технических действий множество вариантов применения, и посторонний не может разобраться в них, поскольку реальное применение действий замаскировано, чтобы никакой чужак не смог украсть наших секретов.

Причина в том, что в старину, если противнику удавалось изучить ваши секреты. то ваше искусство становилось бесполезным. Позтому наша система была построена таким образом, чтобы люди, пришедшие только, для того, чтобы быстренько изучить и украсть наши приемы, даже проучившись некоторое время, не могли потом ее применить. В других школах, если вы выучили хотя бы одну форму, то уже эта одна форма приносит вам пользу. Я же преподаю совсем по-другому. Ученик не понимает, зачем нужно отрабатывать ту или иную форму, потому что техника на этом уровне сама по себе неэффективна. Кто-то из учеников может даже сказать: «Зачем мне все это изучать? Эта техника неэффективна, я просто трачу свое время. Меня учат формам, которые не работают»! Но он, просто не понимает, что только тогда, когда все формы соберутся вместе в единое целое, они начинают работать. К примеру, занимаясь айкидо, вы выучиваете одну форму, и она работает. А в Ягю синган-рю я могу преподать вам пять форм, и они не будут работать, потом я научу вас еще пяти формам, и они снова не будут работать, но, если вы будете продолжать заниматься, наступит момент, когда все формы соберутся воедино и начнут работать. Теперь Вы понимаете, что Ягю синган-рю – система очень закрытая, таинственная. При ее изучении только самые преданные ученики получают ответ на вопрос о том, как работает система. Такова старая метода. Когда я вижу, что ученик предан школе и готов, я обучаю его ключевым формам, благодаря которым все формы собираются воедино, и система приобретает эффективность.

На этом наша первая беседа закончилась, но потом мне сказали, что сэнсэй поедет вместе с нами на запланированную двухдневную поездку в область Нагано. Он пообещал более подробно рассказать нам о своей школе и показать некоторые из ее приемов, так что ко сну мы отходили в сладком предвкушении знакомства с одной из самых оригинальных и загадочных школ будзюцу.

Ранним субботним утром мы отправились в шестичасовую поездку в Нагано. Мы ехали в маленьком микроавтобусе, а сэнсэй Симадзу и его жена - в своей машине. Как мне объяснили, все Нагано - это страна самураев, и это оказалось действительно так. Первую остановку мы сделали через три часа пути у большого придорожного автоцентра с кафе. Там мы увидели сотни туристов, направляющихся в Нагано. Прежде чем мы отправились попить кофе, сэнсэй Симадзу сказал нам: «Итак, теперь мы въезжаем в исторические места, и я хотел бы, чтобы вы реально прочувствовали на себе, что значило быть самураем». С этими словами он открыл багажник своей машины, который оказался битком набитым разныеми предметами из самурайского снаряжения. Доспехи, мечи и куча прочего самурайского оружия! Потом он раздал всем нам традиционные самурайские одежды, и мы облачились в них, Было довольно забавно расхаживать по этому огромному центру обслуживания, набитому туристами, байкерами и проч., ловя на себе удивленные взгляды японцев: иностранцы, а одеты, как самураи...

Проехав еще два часа, мы остановились в очень старой самурайской деревне и словно бы очутились в далеком прошлом. Деревне лет двести пятьдесят. И она остается точно такой же, какой была в старину (фото 9, 10).

Самым интересным моментом путешествия оказалась остановка в гостинице, в которой давным-давно провел ночь император Мэйдзи.

Собственно, благодаря этому, деревня и вошла в историю (фото 11).

По периметру деревни раскинулся бамбуковый лес, где когда-то самураи отрабатывали тамэсигири - «пробное разрубание».

Потом мы перекусили в ресторанчике соба и потом снова двинулись в путь. Еще приблизительно через час пути мы остановились в японском банном домике и провели час. расслабляясь в воде горячего природного источника. Потом мы немножко прошлись до традиционной мастерской, в

которой вручную изготавливают замечательные деревянные блюда, тарелочки, столики и т.д. Хозяин мастерской - великий мастер Ямато. Его изделия Японское общество культуры оценивает как совершенные, и он носит звание «живое национальное достояние» (фото 12, 13)

Из мастерской мы двинулись в старинную гостиницу, построенную около трехсот лет назад, - конечный пункт нашего путешествия. Когда мы прибыли в нее, нас вышла встречать семья хозяев, предки которых давным давно построили эту гостиницу. Нам подали изумительный ужин, который вместе с нами отведали и хозяеваю. Потом мы перешли в гостинную, где расселись вокруг огня, и я получил возможность продолжить беседу с сэнсэем Симадзу о школе Ягю синган-рю.

- Сэнсэй, Вы не могли бы для начала рассказать о связях осэнсэя Уэсиба Морихэй и школы Ягю синган-

рю, а также об истории вашей школы.

- Сэнсэй Уэсиба изучал Ягю синган-рю, когда жил на юге Японии в Кисю неподалеку от Осаки.

Как я слышал, его наставника звали Цуёси. Помимо меня есть еще один сэнсэй Ягю син-ган-рю. Его фамилия - Муто. Ему удалось найти какие-то исторические документы, которые, по его словам, подтверждают, что осэнсэй Уэсиба выучил некоторые приемы. Кроме того, в журнале «Хидэн», посвященном будо, была опубликована статья об этом эпизоде из биографии основателя айкидо.

Школа Синган-рю являлась особой системой приемов, которая была разработана для того, чтобы защищать семью Датэ, Ее наставник, Такзнака Хаято, попагал, что, если он будет обучать ей только членов дома Датэ, она никогда не распространится, а он навсегда останется всего лишь низкораноговым вассалом. Чтобы занять в дальнейшем более высокое место и углубить свои познания в боевых искусствах, Такэнака решил отыскать великого учителя и научиться его искусству. Одним из лучших мастеров фехтования в Японии в это время был Ягю Тадзима-но ками, и сэнсэй Такэнака отправился в Эдо, чтобы навестить мастера в его доме.

Его приняли в семью и назначили на самую низшую должность в доме-слуги-уборщика. Через некоторое время сэнсэй Ягю, узнав о новом слуге, вызвал его к себе, чтобы испытать его технику. На него произвели большое впечатление способности Такэнака Хаято, он предоставил ему более высокую должность в доме и дал дозволение изучать приемы Ягю, что являлось великой честью, поскольку до этого времени посторонних не допускали к изучению боевых секретов семьи Ягю.

Такэнака упорно тренировался, стараясь овладеть всеми приемами Ягю, и через некоторое время Тадзима-но ками вновь испытал его и увидел, что он достиг больших успехов. После того, как он изучил все приемы семьи Ягю, наставник дал Такэнака разрешение прибавить к названию его школы свою фамилию - Ягю. Так Синган-рю превратилась в Ягю-синган-рю. Он велел ему возвращаться на службу к дому Датэ и передать ему его приемы и дал первое официальное разрешение преподавать приемы Ягю вне этой семьи. Многие утверждают, что передают приемы дома Ягю, но Ягю синган-рю - единственная официально одобренная семьей Ягю школа,

Обучив гвардию дома Датз, Такэнака переехал в Кандзой, построил собственный дом и продолжал преподавать свое искусство. Через несколько лет он получил специальный приказ приехать в Эдо, где стал начальником стражи и начал широкое распространёние своей шкопы. Он переехал на север Японии в княжество Мориока и преподавал свою школу и там. Кроме того, он разослал своих прямых учеников по Японии для распространения Ягю синган-рю.

Эта система передавалась на протяжении нескольких столетий, и я - последний представитель семьи Такэнака Хаято.

Уже было довольно поздно, и мы разошлись отдыхать, потому что на следующее утро нам предстоял ранний подъем.

Ранним утром, еще до завтрака, сэнсэй Симадзу поднял нас, и мы начали тренироваться с боккэнами, которые он привез с собой. Первые тридцать минут сэнсэй заставил нас простоять в позиции тюдан-но камаз (с мечом на среднем уровне), смотря на солнце. Конечно, это было довольно трудно, но сэнсэй научил нас, как нужно правильно сощурить глаза и сконцентрироваться на том, чтобы не моргать, потому что, как он объяснил, когда стоишь против противника, мгновение, когда ты моргнешь, может стать для тебя последним - требуется полная концентрация. Затем сэнсэй продемонстрировал нам ряд приемов фехтования меч против меча. При этом он использовал боккэн со специальными ножнами – такова специфика Япо синган-рю. В этой школе много приемов, в которых ножны играют важную роль. В каждом приеме использовались многочисленные удары в уязвимые точки. Скорость и сила сэнсэя были поразительны, Когда я попросил его объяснить значение специфической кошачьей походки, которую он использовал, и особых круговых взмахов руками вверх, вперед и назад, к ушам, которые он отрабатывал, сзнсэй Симадзу сказал:

- Прежде всего, Дэвид-сэнсэй, вы должны научиться перемещаться и сражаться на любой поверхности. Старинный способ - постоянно перемещаться на ребре стопы, когда вес смещен на подушечках стоп. Это позволяет развить силу лодыжек. Замах руками позволяет развить силу удара.

С этими словами он попросил меня нанести ему удар. Я ударил. Его руки мгновенно взлетели вверх, и я получил сильный удар по внутренней стороне руки, от него рука у меня одеревенела, ноги подкосились, и я упал на землю

Сэнсэй показал нам множество приемов, в том числе и такие, какие словами и не описать, но система, как я теперь знаю, очень мощная, И я теперь понимаю, почему начальные формы ничего дают, и почему, только освоив всю систему, сна начинает работать.

После завтрака сэнсэй Симадзу одел нас в полные японские доспех и мы поработали с еще несколькими движениями. Сэнсэй сказал, что хотел бы, чтобы мы прочувствовали, что значило бегать, прыгать, жить и сражаться в полном боевом костюме, как это делали ‘самураи в старину. Это, конечно же, было очень трудно. Но и ощущения у нас были чудесные, когда мы совершили длительную прогулку по древнему лесу вдоль реки. Моя жена, Оксана, все это время провела в самурайском костюме, и многочисленные японские туристы всю дорогу удивленно таращили на нее глаза: русская женщина в полном японском самурайском костюме. (фото 14)

Наша поездка подходила к концу. Мы выехали назад в Дзуси. Но у нас еще оставалось время, чтобы по дороге остановиться еще в одной старинной деревеньке на берегу моря попить чаю, полюбоваться на закат, попрощаться с сэнсэем Симадзу. Это было довольно грустно, но я радовался тому, что когда-нибудь в будущем сэнсэй приедет к нам в Россию и поделится с нами своими знаниями,

 


Обращение хомбу

Самое главное - всегда сохранять айкидо а неизменном виде и не утратить дух айкидо - дух согласия гармонии ва. Мы хотели бы пожелать, чтобы все последователи Есинкан айкидо в России внесли свой вклад в развитие этой школы в России, не нарушая иерархии из эгоистических побуждений, действуя сппоченно и уважая дух согласия-гармонии айкидо.

В качестве временной меры мы хотели бы рекомендовать последователям Есинкан айкидо в России осуществлять всю деятельность после обсуждения всех вопросов под председательством Дэвида Эйрза.

18 июня 14-го года Хэйсэй (2002 г.]

Президент Международной федерации

Оно Ёсико

Адресовано: всем российским преподавателя Ёсинкан айкидо