Секреты мастерства журнал Додзё №8 2001 год

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Мой взгляд на "АйКи"
 

Говорят, что в айкидо ни вес, ни размер, ни возраст человека не важны. И это действительно так, но только в том случае, если этот человек обладает хорошим пониманием фундаментальных принципов айкидо.

Проблема. с которой мы сталкиваемся. пытаясь понять айкидо, заключается в том. что мы связываем мастерство с силой. Однако сила - физическое качество. и как таковое она имеет свои ограничения; Так; сила имеет свойство убывать. с возрастом - такова правда жизни.

Все великие мастера всех боевых искусств во все времена были людьми очень маленького роста и веса, Но при этом они могли одолевать самых крупных и самых лучших. Так в чем же секрет великих мастеров? На самом деле никакого секрета и нет. Разве что секрет этот состоит в том, что эти мастера, по-видимому, постигли секрет полной релаксации (расслабления) и благодаря этой полной релаксации. могли позволить весу тела занять положение естественного центра тяжести, который располагается чуть ниже пупка человека. Релаксация в сочетании с правильным положением центра тяжести способна производить замечательный эффект, который я хотел бы проиллюстрировать следующим образом.

Представьте себе два дерева в шквальный ветер – высокий могучий дуб и тоненькую иву. У обоих деревьев мощные корни, но судьба их различна. Из-за того, что дуб силен и тверд, он входит в прямую конфронтацию с ветром, сталкивается с ним лоб в лоб. Однако затер сильнее и в итоге он валит дуб. Иса же не входит в прямую конфронтацию с силой ветра и изгибается в том направлении, куда направлена энергия ветра, она позволяет энергии ветра течь мимо, двигаясь в гармонии с ветром, и потому не падает под его напором. То же самое и с человеком. Если мы разовьем низкий центр тяжести и сохраним мягкость и гибкость верхней части тела, то мы легко сможем контролировать большую силу.

Достижение релаксации и перемещение веса тела в его естественный центр достигается в особом «просветленном» состояний сознания. Об этом рассказывается в опубликованном в журнале «Айки ныюс» интервью мастера Тохэй Коити, единственному человеку, которому О-сэнсэй Узсиба Морихэй официально присвоил 10-й дан; «Когда я впервые встретился с О-сэнсэем, я подумал, что всё, что он делает, выглядит как какое-то плутовство, но потом сэнсэй сказал, чтобы я снял пиджак и атаковал его. Я встал в дзю-доистскую стойку и двинулся к нему, чтобы взять захват. Но к моему величайшему изумлению он бросил меня так легко и быстро, что я даже на успел сообразить. что же произошло.

Я начал тренироваться. Тренировки казались мне очень странными и загадочными, и я был готов умереть чтобы только узнать, как же выполняются эти приемы. Кода кто-то использует свою силу для того, чтобы бросить вас, вы всегда можете что-то сделать, чтобы-уйти от приема или контратаковать. Но совсем другое дело, когда противник ничего особенного не делает, а вы все равно падаете.

В начале я не имел ни малейшего понятия о том, как все происходит. Даже школьники из старших классов могли бросать меня безо всяких проблем. Мне казалось это очень странным, и я старался брать захват еще сильнее, но, конечно же, меня бросали с еще большей легкостью.

Параллельно я занимался в школе медитации Итикукай. Иногда я оставался в най на всю ночь и занимался дзадаэн («сидячее созерцание») и мисоги (очистительные обряды синто). Тренинг в этой школе был направлен на достижение своего рода просветленного состояния сознания, а котором сознание и тело освобождаются от всех ограничений; Он был чрезвычайно изнурительным, но после него, уже смертельно устав; я мчался на тренировку по айкидо. К моему удивлению, я обнаружил, что, когда я пребывал в этом «просветленном» состоянии, те же самые люди, которые всегда бросали меня ранее; оказывались совершенно не в состоянии бросить меня! И в то же время мне не составляло особого труда бросать их. Для противника гораздо труднее бросить вас, если вы даете своей силе уйти, и а то же время в таком состоянии бросать противника становится гораздо легче.

Я раздумывал о сэнсэе Узсиба и понял, что он был действительно расслаблен, когда практиковал свое айкидо. Именно тогда я вдруг понял подлинный смысл «расслабления». Я также понял, что во время моих занятий расслаблением и медитацией я с самого начала изучал «ки»».

В этом состоянии сознания, когда тело расслаблено, а вес перемещен в естественный центр тяжести, возможно использование «айки».

«Айки», как мне описывали его разные мастера, это не какая-то одна вещь, а комбинация нескольких элементов, которые. соединяясь вместе, действуют как единое целое. Эти элементы суть следующие:

  1. точный расчет времени (тайминг), т.е. момент движения, синхронного с атакой; если вы двинетесь слишком рано, против ник прочувствует ваши намерения, если вы двинетесь слишком поздно, то пропустите удар: таким образом, есть только один совершенно идеальный момент для движения;
  2.  дыхание: вдох - фаза Инь, выдох - Фаза Ян; дыхание должно быть естественным, идти в одном ритме с вашими движениями и движениями ваших противников;
  3. равновесие - естественный низкий центр тяжести, движение вокруг вашего центра с использованием центробежной и центростремительных сил;
  4. гармония, те. Движение, скоординированное с силой, энергией и моментом движения атакующего, гармонизация с противником, а не противостояние ему;
  5. ведение, те. ведение энергии атакующего по так называемому «кругу нейтрализации» (0 нем я планирую подробнее рассказать в следующих выпусках «Додзё»)

Таким образом, «айки» - это много разных вещей, но все они находятся в гармонии с природой. И реализовать «айки» в принципе может каждый человек.

 ТЕХНИКА ЁСИНКАН АЙКИДО

Сокумэн ирими-нагэ - «бросок встречным входом сбоку»

Это один из многих вариантов техники айкидо. Противник атакует меня прямым ударом кулаком в лицо, я ухожу с линии атаки, одновременно захватывая руку атакующего и отводя ее вниз. При этом я использую нажим на две точки акупунктуры, расположенные на внутренней стороне его запястья на меридианах сердца и легких (фото 1).

Я продолжаю разворачиваться в сторону спины атакующего, ведя его по кругу-за собой, и наношу удар в точку акупунктуры, которая называется «Точка № 5 на меридиане желудка» (фото 2-3).

Поскольку мой противник все еще сохраняет равновесие и может нанести удар кулаком мне по почкам, использовать прием котэ-гаэси («выкручивание кисти») нежелательно. Поэтому, скользнув вперёд правой ногой, я поднимаю захваченную руку противника высоко вверх {фото 4) и разворачиваюсь навстречу оппоненту, одновременно «вколачивая» свой локоть в боковую часть его шеи для поражения точки акупунктуры «Точка № 9 на меридиане желудка», а правой рукой атакуя меридиан оплодотворения (фото 5}.

Приседание и скольжение вперед позволяют мне бросить противника наземь (Фото 6).

На фото 7 показано положение захваченной руки атакующего непосредственно перед завершающим прием бросков.

Атака противника и контратака составляют единое круговое динамическое действие, во время которого я поражаю нервные центры атакующего, что делает его тело очень слабым. Если использовать всю энергию при атаке уязвимых точек, противник может потерять сознание или даже быть убитым.

Внимание! Никогда не наносите ударов и не используйте нажимы на жизненно-важные точки во время тренировок, если вы не владеете в совершенстве методами восстановления энергии!