Секреты мастерства журнал Додзё №2 2002 год

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Через овладение перемещениями к овладению ки
 

В прошлых выпусках я уже много говорил об изготовке камаэ. Камаэ - это прочная платформа, позволяющая совершать быстрые перемещения в любых направлениях, генерировать сильную внешнюю и внутреннюю энергию. Для овладения и постижения значения камаэ требуется много времени, но под руководством знающего наставника ученик со временем приходит к пониманию важнейших принципов правильной устойчивой стойки и расслабления. На следующем этапе он должен овладеть правильными перемещениями, и это - большая проблема. Когда ученик, овладевший только правильной стойкой, изменяет свое положение в пространстве, делает шаги или повороты, поскольку он еще не умеет перемещаться правильно, то равновесие, которое было у него в статическом положении, вдруг исчезает, его центральная линия энергии нарушается, а центр тяжести, который должен располагаться внизу живота в хара, перемещается в другое место, как правило, вверх, в направлении плеч. Таким образом, важнейшей задачей на этом этапе изучения айкидо становится овладение перемещениями из одной позиции в другую, переходами от одного движения к другому в одном приеме без нарушения позиции.

Камаз Ёсинкан айкидо - это не боевая позиция, как думают многие. Это отправная точка в постижении равновесия; распределения веса, развития низкого центра тяжести, в понимании правильной дистанции между бойцом и противником. Когда ученик в совершенстве овладевает правильной камаэ, любая его позиция становится камаэ, поскольку его тело автоматически принимает правильное устойчивое положение с правильным распределением веса тела и в процессе выполнения приема ощущает векторы силы и энергии атаки, а его ответы на действия противника становятся естественными, расслабленными и полными энергии. Но как же нам прийти к пониманию понятия камаэ, которое находится в прямом противоречии с западным образом мышления, согласно которому большой размер и физическая сила означают мощь, согласно которому физическая сила ограничена физическими способностями каждого отдельного человека, и в конфликте, как правило, верх берет тот, кто сильнее физически?

Большинство древних мастеров были людьми очень маленького роста, но они могли с легкостью одолевать гораздо более сильных противников в бою. Это было возможным, благодаря тому, что они знали, что, если человек расслабит свое тело опустит центр тяжести вниз, то его естественная внутренняя энергия, которой обладает каждый человек, потечет наружу изнутри тела. Поэтому, когда мастер блокирует направленный на него удар рукой, скажем, хук, он блокирует его рукой с открытой ладонью, встречая руку противника наружным ребром своей руки близ запястья, при этом его рука расслаблена, но полна энергии ки. Это трудно понять, но это нужно понять: в момент контакта мастер движется навстречу атаке, и, благодаря тому, что его тело совершенно расслаблено, весь вес его тела, вся его энергия и мощь переносятся в точку контакта. Поэтому здесь нет противопоставления силы силе, ибо физической силе атакующего противостоит СОВОКУПНАЯ энергия, ВЕСЬ вес тела, скорость, правильный выбор времени и техники мастера. Отправная точка в постижении этого - овладение перемещениями вперед и назад по прямой линии без нарушения равновесия и‚ центральной линии энергии. При шаге вперед центр тяжести переносится вперед движением бедер вперед. Стопа задней ноги упирается в татами так, как будто вы бьёте назад дзё, для этого задняя нога должна быть полностью выпрямлена, а ее пятка - прижата к татами. Когда центр тяжести достаточно смещен на переднюю ногу, толкните вперед переднее колено. После остановки движения передней ноги бедра продолжают двигаться вперед, чтобы центр тяжести тоже выдвинулся вперед. Если толкать переднее колено вперед таким образом, то задняя стопа подтянется за передней автоматически. Движение при шаге вперед инициируется задней ногой, которая большим пальцем отталкивается от пола. Нужно не шагать, поднимая ноги над полом, а скользить стопой, отрывая от пола только пятку. При шаге назад нельзя выпрямлять переднюю ногу или сгибать заднюю, нужно скользить, а не перешагивать.

После овладения перемещениями вперед и назад приходит черед изучения базового движения хирики-но ёсэй – прекрасного упражнения для развития формы и энергии. Все тело должно двигаться как единое целое: Если одна из его частей будет двигаться слишком быстро или слишком медленно, то у вас не будет единой линии силы, и вы не сможете развить «силу концентрации» сютю-рёку. Поэтому важно двигаться так, чтобы всё части тела двигались вместе. Поднимите обе руки, толкните бедра вперед и выдвиньте вперед колено, оттолкнитесь задней ногой. Сделав все это вместе, вы направите бедра и руки прямо вдоль центральной линии тела и сможете создать единый поток силы. Опустите центр тяжести в низ живота и поднимайте руки над головой так, словно поднимаете японский меч в верхнюю изготовку дзёдан-но камаэ. При перемещениях вперед выдыхайте через рот, при отступлени ях назад - вдыхайте через нос.

Секреты мастерства журнал Додзё №1 2002 год

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Значение Камаэ а Айкидо.
 
Все воинские искусства используют камаэ - боевые позиции. В некоторых системах применяются многочисленные позиции, но в Ёсинкан айкидо камаэ всего одна. Обычно ее называют «задняя треугольная стойка». Эта камаэ разработана непосредственно на основе позиции японского искусства фехтования мечом кэндзюцу, которая называется «тюдан-но камаэ» - «изготовка меча на среднем уровне». Основное отличие между тюдан-но камаэ и задней треугольной стойкой айкидо заключается в том, что в кэндзюцу носок передней ноги смотрит почти вперед, а ее бедро несколько выдвинуто, в то время как в айкидо бедра полностью развернуты вперед, задняя нога прямая, а стопа и колено передней ноги развернуты наружу, что позволяет бойцу совершать быстрые перемещения в любом направлении, в том числе и перемещения по кругу, являющиеся квинтэссенцией айкидо.

В позиции тюдан-но камаэ фехтовальщик держит меч особым хватом и с особым ощущением, которое называют «тэноути». Хотя нетренированному глазу может показаться, что он сильно сжимает рукоять, это совсем не так: хотя рукоять охватывают все пальцы, сжимают ее только мизинцы и основания указательных пальцев, кисти повернуты вовнутрь таким образом, чтобы ладони были над рукоятью. При нанесении удара мечом хват рукояти и все тело расслаблены, только при контакте с мишенью хват усиливается за счет скручивания кистей вовнутрь, что позволяет передать всю силу и энергию тела, начиная от носков ног, главной рубящей части лезвия, которая называется «моноути» (расположена на расстоянии около 20 см от кончика меча).

Вы спросите: «А какое все это имеет отношение к айкидо»? Самое прямое. Хотя стойка айкидо и несколько отличается от стойки кэндзюцу, и хотя мы не держим в руках меча, принципы силы и энергии здесь те же. Руки вытянуты вперед, пальцы разжаты с концентрацией энергии в тех же местах, что и у фехтовальщика. И мы позволяем нашей естественной энергии течь. вовне, начиная от большого пальца стоящей сзади ноги, через колени; бедра и руки. Позиция становится очень устойчивой и сильной. Это течение энергии - секрет и объяснение того, каким образом великие мастера способны совершать то, что может показаться чудом. Но, конечно, знания мастеров не ограничиваются только этим. Они должны также прекрасно знать анатомию человека, систему меридианов человеческого тела, уметь использовать все эти знания в каждом приеме.

Многие старые мастера говорят, что в наши дни техника стала мелкой, лишенной сути, обращают внимание на то, что последователи будо наносят удары, не зная локализации жизненно-важных точек, способов их поражения, углов атаки и тд.; пытаются выполнять болевые «замки», не ведая, какие уязвимые точки должны использоваться или активироваться в приеме. Многие ли из современных практиков боевых искусств знают, например, что левая половина головы - это Инь, а правая - Ян? Что раскрытая правая ладонь находится в положении Ян, а сжатая в кулак - в положении Инь? И что с левой рукой все будет наоборот? Знают ли они, что жизненно-важные точки активируются разными способами: какие-то - ударом, другие - перепиливающим массирующим движением, третьи - нажимом? Все это прекрасно знают и умеют приложить все эти знания к каждому приему старые мастера.

С чего же начинается понимание всех этих вещей? С овладения позицией камаэ. Почему? Многие знают, что хара - главный энергетический центр человеческого тела - располагается чуть ниже пупка. Когда человек принимает правильное положение с выпрямленной спиной, правильно поставленными бедрами, с «укоренением» в земле через заднюю ногу, позволяющим вбирать в’ себя энергию земли, его энергия ки начинает свободно течь по телу. Со временем и практикой айкидока научается направлять эту энергию в любую точку тела. Это означает, что при применении техники атэми-вадза - ударов в жизненно-важные точки - он сможет задействовать в ударе по меньшей мере 90 %: всей своей естественной внутренней энергии (вспомните, знаменитый удар Брюса Ли с расстояния в один дюйм).

Просто спокойно стоять в правильной позиции со временем становится, при условии серьезной практики, не так уж сложно; Проблемы начинаются тогда, когда мы начинаем перемещаться. Когда мы: начинаем движение, расположение центра тяжести нарушается из-за неправильной позиции. Представьте, что вы делаете шаг вперед. Вы сгибаете заднюю ногу, из-за этого линия позвоночника отклоняется от центра и тд. Поэтому мы должны постоянно следить за тем, чтобы сохранять правильное положение. В конце концов, через многие годы серьезной практики правильное положение тела становится инстинктивным.

 

Секреты мастерства журнал Додзё №8 2001 год

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо
Мой взгляд на "АйКи"
 

Говорят, что в айкидо ни вес, ни размер, ни возраст человека не важны. И это действительно так, но только в том случае, если этот человек обладает хорошим пониманием фундаментальных принципов айкидо.

Проблема. с которой мы сталкиваемся. пытаясь понять айкидо, заключается в том. что мы связываем мастерство с силой. Однако сила - физическое качество. и как таковое она имеет свои ограничения; Так; сила имеет свойство убывать. с возрастом - такова правда жизни.

Все великие мастера всех боевых искусств во все времена были людьми очень маленького роста и веса, Но при этом они могли одолевать самых крупных и самых лучших. Так в чем же секрет великих мастеров? На самом деле никакого секрета и нет. Разве что секрет этот состоит в том, что эти мастера, по-видимому, постигли секрет полной релаксации (расслабления) и благодаря этой полной релаксации. могли позволить весу тела занять положение естественного центра тяжести, который располагается чуть ниже пупка человека. Релаксация в сочетании с правильным положением центра тяжести способна производить замечательный эффект, который я хотел бы проиллюстрировать следующим образом.

Представьте себе два дерева в шквальный ветер – высокий могучий дуб и тоненькую иву. У обоих деревьев мощные корни, но судьба их различна. Из-за того, что дуб силен и тверд, он входит в прямую конфронтацию с ветром, сталкивается с ним лоб в лоб. Однако затер сильнее и в итоге он валит дуб. Иса же не входит в прямую конфронтацию с силой ветра и изгибается в том направлении, куда направлена энергия ветра, она позволяет энергии ветра течь мимо, двигаясь в гармонии с ветром, и потому не падает под его напором. То же самое и с человеком. Если мы разовьем низкий центр тяжести и сохраним мягкость и гибкость верхней части тела, то мы легко сможем контролировать большую силу.

Достижение релаксации и перемещение веса тела в его естественный центр достигается в особом «просветленном» состояний сознания. Об этом рассказывается в опубликованном в журнале «Айки ныюс» интервью мастера Тохэй Коити, единственному человеку, которому О-сэнсэй Узсиба Морихэй официально присвоил 10-й дан; «Когда я впервые встретился с О-сэнсэем, я подумал, что всё, что он делает, выглядит как какое-то плутовство, но потом сэнсэй сказал, чтобы я снял пиджак и атаковал его. Я встал в дзю-доистскую стойку и двинулся к нему, чтобы взять захват. Но к моему величайшему изумлению он бросил меня так легко и быстро, что я даже на успел сообразить. что же произошло.

Я начал тренироваться. Тренировки казались мне очень странными и загадочными, и я был готов умереть чтобы только узнать, как же выполняются эти приемы. Кода кто-то использует свою силу для того, чтобы бросить вас, вы всегда можете что-то сделать, чтобы-уйти от приема или контратаковать. Но совсем другое дело, когда противник ничего особенного не делает, а вы все равно падаете.

В начале я не имел ни малейшего понятия о том, как все происходит. Даже школьники из старших классов могли бросать меня безо всяких проблем. Мне казалось это очень странным, и я старался брать захват еще сильнее, но, конечно же, меня бросали с еще большей легкостью.

Параллельно я занимался в школе медитации Итикукай. Иногда я оставался в най на всю ночь и занимался дзадаэн («сидячее созерцание») и мисоги (очистительные обряды синто). Тренинг в этой школе был направлен на достижение своего рода просветленного состояния сознания, а котором сознание и тело освобождаются от всех ограничений; Он был чрезвычайно изнурительным, но после него, уже смертельно устав; я мчался на тренировку по айкидо. К моему удивлению, я обнаружил, что, когда я пребывал в этом «просветленном» состоянии, те же самые люди, которые всегда бросали меня ранее; оказывались совершенно не в состоянии бросить меня! И в то же время мне не составляло особого труда бросать их. Для противника гораздо труднее бросить вас, если вы даете своей силе уйти, и а то же время в таком состоянии бросать противника становится гораздо легче.

Я раздумывал о сэнсэе Узсиба и понял, что он был действительно расслаблен, когда практиковал свое айкидо. Именно тогда я вдруг понял подлинный смысл «расслабления». Я также понял, что во время моих занятий расслаблением и медитацией я с самого начала изучал «ки»».

В этом состоянии сознания, когда тело расслаблено, а вес перемещен в естественный центр тяжести, возможно использование «айки».

«Айки», как мне описывали его разные мастера, это не какая-то одна вещь, а комбинация нескольких элементов, которые. соединяясь вместе, действуют как единое целое. Эти элементы суть следующие:

  1. точный расчет времени (тайминг), т.е. момент движения, синхронного с атакой; если вы двинетесь слишком рано, против ник прочувствует ваши намерения, если вы двинетесь слишком поздно, то пропустите удар: таким образом, есть только один совершенно идеальный момент для движения;
  2.  дыхание: вдох - фаза Инь, выдох - Фаза Ян; дыхание должно быть естественным, идти в одном ритме с вашими движениями и движениями ваших противников;
  3. равновесие - естественный низкий центр тяжести, движение вокруг вашего центра с использованием центробежной и центростремительных сил;
  4. гармония, те. Движение, скоординированное с силой, энергией и моментом движения атакующего, гармонизация с противником, а не противостояние ему;
  5. ведение, те. ведение энергии атакующего по так называемому «кругу нейтрализации» (0 нем я планирую подробнее рассказать в следующих выпусках «Додзё»)

Таким образом, «айки» - это много разных вещей, но все они находятся в гармонии с природой. И реализовать «айки» в принципе может каждый человек.

 ТЕХНИКА ЁСИНКАН АЙКИДО

Сокумэн ирими-нагэ - «бросок встречным входом сбоку»

Это один из многих вариантов техники айкидо. Противник атакует меня прямым ударом кулаком в лицо, я ухожу с линии атаки, одновременно захватывая руку атакующего и отводя ее вниз. При этом я использую нажим на две точки акупунктуры, расположенные на внутренней стороне его запястья на меридианах сердца и легких (фото 1).

Я продолжаю разворачиваться в сторону спины атакующего, ведя его по кругу-за собой, и наношу удар в точку акупунктуры, которая называется «Точка № 5 на меридиане желудка» (фото 2-3).

Поскольку мой противник все еще сохраняет равновесие и может нанести удар кулаком мне по почкам, использовать прием котэ-гаэси («выкручивание кисти») нежелательно. Поэтому, скользнув вперёд правой ногой, я поднимаю захваченную руку противника высоко вверх {фото 4) и разворачиваюсь навстречу оппоненту, одновременно «вколачивая» свой локоть в боковую часть его шеи для поражения точки акупунктуры «Точка № 9 на меридиане желудка», а правой рукой атакуя меридиан оплодотворения (фото 5}.

Приседание и скольжение вперед позволяют мне бросить противника наземь (Фото 6).

На фото 7 показано положение захваченной руки атакующего непосредственно перед завершающим прием бросков.

Атака противника и контратака составляют единое круговое динамическое действие, во время которого я поражаю нервные центры атакующего, что делает его тело очень слабым. Если использовать всю энергию при атаке уязвимых точек, противник может потерять сознание или даже быть убитым.

Внимание! Никогда не наносите ударов и не используйте нажимы на жизненно-важные точки во время тренировок, если вы не владеете в совершенстве методами восстановления энергии!

 

Интервью 2001 год. Журнал Додзё №7 2001 год

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо

Мисогикан – Дворец очищения
Алексей Горбылёв


Додзё Мисогикан, или Академия восточных воинских искусств и культуры Мисоги, - один из лучших клубов айкидо в Москве и вообще в России. Здесь созданы все условия, необходимые для продуктивных занятий: два прекрасных тренировочных зала, оформленный в японском стиле с фотографиями мастеров и сертификатами на стенах и татами на полу, боксерский зал с деревянным полом, сауна и бассейн, кафе и т.д. Радушные хозяева с радостью встречают каждого, вне зависимости от уровня его начальной подготовки. Гордость додзё Мисогикан – высочайший уровень преподавания, который обеспечивает его технический консультант, обладатель самого высокого в нашей стране 6-ого дана и высшей Первой инструкторской степени школы Ёсинкан айкидо сихан Дэвид Эйрз. Корреспондент «Додзё» взял интервью у господина Эйрза, которое мы с удовольствием представляем нашим читателям.

 

«Додзё»: Что представляет собой стиль Ёсинкан? Чем он отличается от других стилей айкидо?

Д.Э.: Сегодня тысячи людей во всём мире практикуют айкидо в той или иной его форме. Многообразие стилей айкидо связано как с индивидуальными особенностями учеников основателя этого искусства. О-сэнсэя Уэсибы Морихэя, так и с тем, что в разные периоды сам он преподавал разное айкидо, выдвигал разные цели его практики. Если до второй мировой войны он выше всего ставил прикладную эффективность, то в послевоенный период он проповедовал идеи гармонии и ненасилия, поэтому технике учеников этого времени недостаёт эффективности. В результате ныне у представителей других боевых искусств бытуют неверные представления об айкидо. Одни видят в нём упражнения, предназначенные для укрепления здоровья, другие – путь к духовному просветлению, третьи и вовсе рассматривают айкидо как вид танца. Но на самом деле айкидо является, прежде всего, эффективнейшим боевым искусством. Именно таково айкидо школы Ёсинкан.
Ёсинкан айкидо часто называют «жёстким стилем». Но на самом деле, это именно то айкидо, которое преподавал его основатель О-сэнсэй Уэсиба до второй мировой войны. Он был очень энергичным, сильным человеком, и техника, которую он практиковал и преподавал в то время, очень сильно походила на Дайто-рю айки дзю-дзюцу. Тренировки были очень тяжёлыми и серьёзными, и боевая эффективность искусства Уэсибы была известна на всю Японию.
Основатель Ёсинкан Сиода Годзо (1915-1994) – один из лучших учеников Уэсибы Морихэя. Он поступил в Кобукан – Додзё О-сэнсэя – 24 мая 1932 г. и находился там до 1941 г. в качестве утидэси – ученика, живущего при школе. Имеющиеся у нас документы свидетельствуют, что в военные годы и в первое послевоенное время Уэсиба Морихэй почти перестал обучать айкидо. В этот период Сиода Годзо провёл в тренировках с ним около 6 месяцев, а затем, с позволения учителя, открыл собственную школу, которую назвал «Ёсинкан» - «Дворец взращивания духа», и развернул активную деятельность по пропаганде айкидо. В знак признания заслуг Сиоды и полного овладения айкидо О-сэнсэй Уэсиба Морихэй присвоил ему в 1961 г. 9-й дан. А в 1984 г. Международная федерация боевых искусств присвоила основателю Ёсинкан 10-й дан и титул «мэйдзин» - «великий мастер».
Школа Ёсинкан сохранила эффективную в прикладном отношении технику, которую преподавал Уэсиба Морихэй в довоенный период. В этом большая заслуга мастера Сиода. Однако ещё более значимо то, что основатель Ёсинкан систематизировал методы обучения айкидо и разработал методику, с помощью которой легче понять и овладеть этим боевым искусством. Большую роль в этом сыграл нынешний глава хомбу-додзё (главного додзё) школы Ёсинкан обладатель 9-ого дана Иноуэ Кёити.
Первоначально методика преподавания айкидо сводилась к тому, что сэнсэй показывал приёмы и говорил ученикам, чтобы они их отрабатывали. Детали того, как та или иная техника работает, почти не объяснялись. Многие школы сохраняют этот подход к обучению и в наши дни. В результате в больших группах каждая пара обычно делает что-то своё, отдалённо напоминающее технику, демонстрируемую сэнсэем. В 1963 г. когда ученик Сиоды Годзо сэнсэй Иноуэ Кёити получил приглашение Токийской полицейской академии на работу в качестве преподавателя айкидо для курсантов, он столкнулся с огромными трудностями. Например, сэнсэю Иноуэ порой приходилось тренировать одновременно до 300 человек. В этих условиях он просто не имел возможности контролировать каждую пару, в результате чего эффективность обучения была очень низкой. Поэтому, после многомесячных консультаций с наставником Сиодой, сэнсэй Иноуэ разработал новую методику обучения, которая используется по сей день и является основой стиля Ёсинкан.
В Ёсинкан айкидо все приёмы выполняются по разделениям под счёт инструктора. Эта система имеет много преимуществ. Прежде всего, она позволяет ученикам быстро запоминать приёмы, а учителю – наблюдать за всей группой. Когда учитель видит, что ученики понимают технику, он разрешает им тренироваться в своём темпе, выполняя приёмы не по разделениям, а как единое целое. На уровне сёдан (1-й дан) ученики практикуют «свободную технику» - дзию вадза, когда укэ (партнёр) непрерывно атакует ситэ (исполнитель приёма), а ситэ старается применять разные приёмы против каждой атаки, добиваясь плавного, текучего перехода от одного приёма к другому. Путём таких тренировок развивается текучее айки, характерное айкидо.

David Eayrs History

 

Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо

Shihan David Eayrs (Founder of Kenshinkai Yoshinkan Aikido UK)

David Eayrs the founder of Ken Shin Kai was born in Portsmouth, England and died in Moscow, Russia on 17th May 2019. David was also a founder member of the British Aikido Board. In addition to practising Yoshinkan Aikido for over 60 years, David also held the rank of 2nd Dan in Shotokan Karate.

In 1963, David was serving in the Army and whilst in Butterworth, Malaysia he started practising the art of Aikido with a small group of Malaysians. David was informed by the group leader that if he really wanted to understand Aikido he must meet an Instructor living on the island of Penang, Shihan Francis Ramasamy. Francis took David on as his only student until the establishment, with the help of David, of his first Dojo at the Minden Barracks, a British garrison in Georgetown, Malaysia, in 1965.

Later David was posted to Berlin where he began teaching Aikido to Army students and at the Municiple Academy of Police. David left the Army and returned to England in 1967 and began teaching Aikido to a small number of private students.

In 1968 David was awarded Shodan by Gozo Shioda and two years later he opened his first club at Denmead in Hampshire. David worked hard to establish many Dojo's and many of his students are now Instructors in their own Dojo's. David was awarded an honourary 8th Dan in 1996 from the Executive Committee of Ken Shin Kai, in recognition of his efforts and achievements in spreading the knowledge of Yoshinkan Aikido.