Интервью 2001 год. Журнал Додзё №7 2001 год

 
Дэвид Джордж Эйрз
8 дан Айкидо

Мисогикан – Дворец очищения
Алексей Горбылёв


Додзё Мисогикан, или Академия восточных воинских искусств и культуры Мисоги, - один из лучших клубов айкидо в Москве и вообще в России. Здесь созданы все условия, необходимые для продуктивных занятий: два прекрасных тренировочных зала, оформленный в японском стиле с фотографиями мастеров и сертификатами на стенах и татами на полу, боксерский зал с деревянным полом, сауна и бассейн, кафе и т.д. Радушные хозяева с радостью встречают каждого, вне зависимости от уровня его начальной подготовки. Гордость додзё Мисогикан – высочайший уровень преподавания, который обеспечивает его технический консультант, обладатель самого высокого в нашей стране 6-ого дана и высшей Первой инструкторской степени школы Ёсинкан айкидо сихан Дэвид Эйрз. Корреспондент «Додзё» взял интервью у господина Эйрза, которое мы с удовольствием представляем нашим читателям.

 

«Додзё»: Что представляет собой стиль Ёсинкан? Чем он отличается от других стилей айкидо?

Д.Э.: Сегодня тысячи людей во всём мире практикуют айкидо в той или иной его форме. Многообразие стилей айкидо связано как с индивидуальными особенностями учеников основателя этого искусства. О-сэнсэя Уэсибы Морихэя, так и с тем, что в разные периоды сам он преподавал разное айкидо, выдвигал разные цели его практики. Если до второй мировой войны он выше всего ставил прикладную эффективность, то в послевоенный период он проповедовал идеи гармонии и ненасилия, поэтому технике учеников этого времени недостаёт эффективности. В результате ныне у представителей других боевых искусств бытуют неверные представления об айкидо. Одни видят в нём упражнения, предназначенные для укрепления здоровья, другие – путь к духовному просветлению, третьи и вовсе рассматривают айкидо как вид танца. Но на самом деле айкидо является, прежде всего, эффективнейшим боевым искусством. Именно таково айкидо школы Ёсинкан.
Ёсинкан айкидо часто называют «жёстким стилем». Но на самом деле, это именно то айкидо, которое преподавал его основатель О-сэнсэй Уэсиба до второй мировой войны. Он был очень энергичным, сильным человеком, и техника, которую он практиковал и преподавал в то время, очень сильно походила на Дайто-рю айки дзю-дзюцу. Тренировки были очень тяжёлыми и серьёзными, и боевая эффективность искусства Уэсибы была известна на всю Японию.
Основатель Ёсинкан Сиода Годзо (1915-1994) – один из лучших учеников Уэсибы Морихэя. Он поступил в Кобукан – Додзё О-сэнсэя – 24 мая 1932 г. и находился там до 1941 г. в качестве утидэси – ученика, живущего при школе. Имеющиеся у нас документы свидетельствуют, что в военные годы и в первое послевоенное время Уэсиба Морихэй почти перестал обучать айкидо. В этот период Сиода Годзо провёл в тренировках с ним около 6 месяцев, а затем, с позволения учителя, открыл собственную школу, которую назвал «Ёсинкан» - «Дворец взращивания духа», и развернул активную деятельность по пропаганде айкидо. В знак признания заслуг Сиоды и полного овладения айкидо О-сэнсэй Уэсиба Морихэй присвоил ему в 1961 г. 9-й дан. А в 1984 г. Международная федерация боевых искусств присвоила основателю Ёсинкан 10-й дан и титул «мэйдзин» - «великий мастер».
Школа Ёсинкан сохранила эффективную в прикладном отношении технику, которую преподавал Уэсиба Морихэй в довоенный период. В этом большая заслуга мастера Сиода. Однако ещё более значимо то, что основатель Ёсинкан систематизировал методы обучения айкидо и разработал методику, с помощью которой легче понять и овладеть этим боевым искусством. Большую роль в этом сыграл нынешний глава хомбу-додзё (главного додзё) школы Ёсинкан обладатель 9-ого дана Иноуэ Кёити.
Первоначально методика преподавания айкидо сводилась к тому, что сэнсэй показывал приёмы и говорил ученикам, чтобы они их отрабатывали. Детали того, как та или иная техника работает, почти не объяснялись. Многие школы сохраняют этот подход к обучению и в наши дни. В результате в больших группах каждая пара обычно делает что-то своё, отдалённо напоминающее технику, демонстрируемую сэнсэем. В 1963 г. когда ученик Сиоды Годзо сэнсэй Иноуэ Кёити получил приглашение Токийской полицейской академии на работу в качестве преподавателя айкидо для курсантов, он столкнулся с огромными трудностями. Например, сэнсэю Иноуэ порой приходилось тренировать одновременно до 300 человек. В этих условиях он просто не имел возможности контролировать каждую пару, в результате чего эффективность обучения была очень низкой. Поэтому, после многомесячных консультаций с наставником Сиодой, сэнсэй Иноуэ разработал новую методику обучения, которая используется по сей день и является основой стиля Ёсинкан.
В Ёсинкан айкидо все приёмы выполняются по разделениям под счёт инструктора. Эта система имеет много преимуществ. Прежде всего, она позволяет ученикам быстро запоминать приёмы, а учителю – наблюдать за всей группой. Когда учитель видит, что ученики понимают технику, он разрешает им тренироваться в своём темпе, выполняя приёмы не по разделениям, а как единое целое. На уровне сёдан (1-й дан) ученики практикуют «свободную технику» - дзию вадза, когда укэ (партнёр) непрерывно атакует ситэ (исполнитель приёма), а ситэ старается применять разные приёмы против каждой атаки, добиваясь плавного, текучего перехода от одного приёма к другому. Путём таких тренировок развивается текучее айки, характерное айкидо.

«Додзё»: Расскажите о том, как и где Вы обучались айкидо? Кто были Ваши наставники?

Д.Э.: Изучать боевые искусства я начал в 9 лет. Сначала я занимался каратэ, потом переключился на айкидо, параллельно изучал окинавское кобудо. Моим первым и главным учителем айкидо стал Фрэнсис Сэми, ныне 6-й дан, замечательный человек из Малайзии. Я прозанимался у него в течение трёх лет в качестве единственного ученика. Мы тренировались каждый день. В то время у нас не было ни учебников, ни видеозаписей, только изнурительные ежедневные тренировки. Каждый день к 5 часам утра Фрэнсис подходил к моему дому, откуда мы отправлялись на 5-километровую пробежку к вершине небольшого холма, высящегося над берегом моря. Там мы медитировали, ожидая восхода солнца, потом тренировались бок о бок с мастерами и учениками из разных школ боевых искусств, которые тоже собирались в этом живописном месте.
Тренировки были очень тяжёлыми и болезненными.
- Атакуй! – говорил сэнсэй, и после каждой атаки я оказывался на полу после его броска или корчился от болевого приёма.
Сэнсэй постоянно повторял:
- Используй ки!
Но в то время я ещё не понимал, что это значит, так как считал, что «ки» (англ. ki) – это ключ (англ. key), которым открывают двери (Дэвид смеётся). Только позднее я узнал, что словом «ки» на самом деле называется некая энергия, жизненная сила, которой обладает человек.
Со временем моё тело окрепло, и я решил, что начао немного понимать айкидо. Но однажды произошёл случай, который заставил меня спуститься с небес на землю. Это была демонстрация боевых искусств, в которой принимали участие многие известные мастера – всемирно известный мастер шаолиньского ушу Пэн Чи Ким, обладатель 8-го дана по Кодокан дзюдо Нисимура и другие. Мы с сэнсэем вышли на татами, и он начал демонстрацию техники айкидо. Приблизительно через 20 минут после начала демонстрации сэнсэй отразил мою очередную атаку мощным броском, и моя рука и ключица оказались сломанными. Оказывается, моя техника самостраховки была недостаточно хороша, чтобы работать в паре с мастером! В результате мне на некоторое время прервать свои тренировки.
Несколько позднее я выехал в Германию, где начал преподавать основы айкидо немецким полицейским. Именно там началось моё настоящее образование в айкидо. Хотя я уже знал множество приёмов, вдруг обнаружилось, что против особенно рослых и сильных противников они работают далеко не всегда. Естественно, я начал сомневаться в эффективности айкидо, но каждый раз, когда сомнения посещали меня, анализировал, что и как именно я делал, и понимал, что виновато не айкидо, а моё непонимание его техники. Вскоре я осознал, что мои неудачи проистекали из недостаточного внимания стойке и фундаментальным принципам айкидо. Я стал ещё больше работать над стойкой. Постепенно эта работа принесла свои плоды, и моё айкидо наполнилось новым смыслом.
Я имел возможность учиться у целого ряда выдающихся мастеров айкидо. Среди моих наставников – Сиода Годзо, 10-й дан, мастера школы Ёсинкан Тэрада Киёюки, 9-й дан, Иноуэ Кёити, 9-й дан, Яги Дзюнъитиро, 8-й дан, Сиода Ясухиса, 7-й дан, Чжан Аун Ю, 5-й дан, а так же глава стиля Ивама айкидо Сайто Морихиро, 9-й дан.
Свой 6-й дан я получил из рук сэнсэя Яги Дзюнъитиро. Экзамен на него явился для меня важнейшей вехой в постижении айкидо.
После экзамена наставник Яги сказал мне:
- Ну, что же, Эйрз-сан, ты сдал экзамен, но, к моему сожалению, до сих пор не понял, как правильно использовать колени и бёдра. Вы, люди Запада, чрезмерно полагаетесь на руки.
Как я был зол! Представляете: я достиг уровня 6-го дана, а мне говорят: ты не понимаешь использование бёдер и коленей?! Итак, я вновь вернулся к базовой технике, начал усилено изучать все доступные видеоматериалы и, благодаря тому, что мой уровень был уже значительно выше, чем ранее, постепенно стал видеть, то что прежде упускал: вращение бёдер в каждом движении, понижение стойки для выведения противника из равновесия, сущность точного тайминга и т.д. В конце концов, я пришёл к выводу, что только путём изучения фундаментальных принципов любого искусства можно по-настоящему понять его, совершенствоваться и стать хорошим мастером.

«Додзё»: Ваше додзё недавно посещали крупнейшие мастера школы Ёсинкан. Вы не могли бы рассказать об этом подробнее?

Д.Э.: С удовольствием! Академия Мисоги является членом Международной федерации Ёсинкан айкидо и имеет прекрасные отношения с руководителями школы Ёсинкан. Благодаря этому, в течение мая и июня 2001 г. с интервалом в несколько недель мы имели честь принимать у себя двух лучших мастеров Ёсинкан айкидо – сэнсэев Тэрада Киёюки, 9-й дан, и Иноуэ Кёити, 9-й дан. Тэрада-сэнсэй является главой организации Ёсинкан, а Иноуэ-сэнсэй – глава хомбу-додзё (главного додзё школы).
16 мая в Москву прилетел наставник Иноуэ, которого сопровождал Сонода-сихан, 7-й дан. На следующий день наши японские друзья приняли участие в фестивале боевых искусств, который прошёл во всемирно известном Цирке Юрия Никулина на Цветном Бульваре. Во время демонстрации сэнсэй Иноуэ продемонстрировал чудо настоящего мастерства айкидо с его великолепными гармоничными движениями, ритмом и таймингом.
С 18-го по 20-е мая в большом зале дзюдо спорткомплекса ЦСКА мастера провели первый в России семинар по айкидо Ёсинкан. В нём приняло участие 87 человек, и я уверен, что они очень многому научились за эти дни. Видно было, как тронуты были все открытостью, которую проявили сэнсэи Иноуэ и Сонода, и, может быть, более всего тем духом Японии и бусидо, который эти два замечательных учителя привезли с собой. В последний день семинара Павел Куприянов, один из наших инструкторов, сдавал экзамен на 3-й дан. Однако о том, что он успешно выдержал тест, мы узнали только через неделю, получив сообщение из Японии.
21 мая наши гости должны были возвращаться в Японию. Перед отъездом они посетили магазин «Будо-спорт» и провели несколько часов в обществе Сергея Косоротова, 7-го дана по дзюдо и экс-чемпиона мира. Позднее Иноуэ-сэнсэй сказал мне, что в этом магазине царит чудесная атмосфера дружбы, мира и истинного духа будо и попросил меня поблагодарить его хозяина и сотрудников за гостеприимство.
Расставаясь в аэропорту, мы сожалели о том, что этот визит уже закончился, но с удовольствием думали о том, что это не последний визит руководителя хомбу-додзё в Россию.
С 9-го по 16-е июня состоялся визит в Россию сэнсэя Тэрады Киёюки, который был организован Санкт-Петербургской школой Ёсинкан. Вместе с ним в Северную Пальмиру прилетели Мацуо-сихан, 7-й дан, с женой, которая, кстати, тоже является обладателем высокого 6-го дана Ёсинкан, сэнсэи Накадзава, 5-й дан, и Масаки, 5-й дан. Я и несколько моих учеников поехали на семинар и провели там 3 прекраснвх дня, тренируясь с последователями Ёсинкан, собравшимися со всей России. Утром 16-го июня Тэрада-сэнсэй и его коллеги прибыли в Москву и, так как до пересадки на самолёт в Японию у них оставалось ещё около 8 часов, то они решили посетить Мисоги-додзё. Для нас это была большая честь, и по этому случаю мы организовали небольшую демонстрацию айкидо, в которой учувствовал я сам  и  несколько моих учеников. Затем у наших ребят была возможность поговорить с наставниками, задать вопросы, сфотографироваться. Мне было очень радостно видеть счастливые лица учеников, получивших возможность напрямую пообщаться с величайшими мастерами нашей школы.

«Додзё»: Вы назвали своё додзё «Мисоги». Как известно, «мисоги» - это синтоистское понятие, означающее «очищение». Какой смысл Вы вкладываете в это название?
Д.Э.: Мне не нравится, в каких условиях практикуют боевые искусства в России: грязные, годами немытые залы, нестиранные, пахнущие потом тренировочные костюмы, старые рваные татами… А мне хотелось бы, чтобы мои ученики были чисты во всех отношениях – и физически, и духовно. Чтобы они шли в додзё как в поистине святое место. Шли, как на праздник. Были преисполнены   уважения к себе и своим товарищам. Только при таком настрое, при условии взаимопомощи возможны действительно продуктивное занятие. И это особенно важно при практике айкидо, которое является весьма опасным боевым искусством. Ведь при его практике любое небрежение или злой умысел могут иметь тяжелейшие последствия для здоровья занимающегося. По этой причине я очень большое внимание уделяю традиционного этикету будо.
Одним из наиболее важных аспектов изучения будо является воспитание дисциплины поведения и самоконтроля. Главное содержание дисциплины – этикет, который мы соблюдаем по отношению к инструктору и товарищам по занятиям в додзё. Многие путают наш этикет с религиозным поколением, но айкидо не имеет никакого отношения к религии. Совершая поклоны или соблюдая специальные церемонии, мы делаем это исключительно с целью тренировки нашего разума, а не для почитания богов или выражения покорности. Этикет также связан с выражением уважения. Совсем не важно, отвечают нам другие тем же, или нет, но очень важно быть почтительным. Быть невежливым – значит, уделять недостаточно внимания другим, а быть невнимательным к другим – значит, быть недостаточно любезным. Правильный этикет в айкидо – это внимание к другим.

«Додзё»: Что бы Вы хотели пожелать читателям сборника, занимающимся айкидо?
Д.Э.: Айкидо – это форма самозащиты, и многие его приёмы могут привести к летальному исходу. Помня об этом, применяйте свои знания для самозащиты, используя только тот минимум силы, который реально требуется. И ещё. Помните, что учитель только показывает вам путь, направляя вас. Остальное зависит только от вас самих. Если вы не тренируетесь регулярно, то никогда не овладеете айкидо. Развивайте свой ум, характер и, самое главное, будьте скромными.

 

Дэвид Эйрз: биографическая справка
Сэнсей Дэвид Эйрз родился 12 марта 1940 г. в Портсмуте в Англии, в настоящее время проживает в Москве. В 1949 г. начал изучать каратэ Сётокан. С 1957 по 1967 гг. проходил службу в Британских вооружённых силах. С 1963 г., находясь на службе в Малайзии и уже имея 2-й дан каратэ, начал изучать Ёсинкан айкидо. В 1968 г. получил 1-й дан из рук Сиоды Годзо, основателя Ёсинкан. В 1988 г. получил от сэнсэя Яги Дзюнъитиро 6-й дан. В 1998 г. руководящий комитет Объединённой организации Боевых Систем США (United Fighting Systems USA) присвоил Дэвиду Эйрзу 8-й дан айкидо. Д. Эйрз является также обладателем 5-го дана кобудо. Параллельно с преподаванием айкидо, Дэвид занимал руководящие должности в службах безопасности ряда известных компаний, включая должность руководителя службы безопасности корпорации Кока-Кола в России, работал в качестве профессионального телохранителя многих высокопоставленных лиц. В 2000 г. совместно с А.И. Иншаковым создал Международный совет айкидо, ставящий своей целью объединение всех последователей айкидо вне зависимости от стиля, который они практикуют.